Идеи системно- деятельностного подхода в обучении
Три подхода к разработке стандартов: Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Компетентностный – использование знаний в действии. Компетентностный – использование знаний в действии. Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Традиционное Инновационное Принцип доступности Принцип доступности Учащийся – объект Учащийся – объект Усвоение определенной суммы знаний Усвоение определенной суммы знаний Учащиеся усваивают частные способы Учащиеся усваивают частные способы Зона ближайшего развития Зона ближайшего развития Учащийся - субъект собственной УД Учащийся - субъект собственной УД Усвоение способов познания как конечной цели учения Усвоение способов познания как конечной цели учения
Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход психологические способности человека - это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. психологические способности человека - это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Цель обучения Дать человеку умение действовать Формирование способа действий
Человек XXI века Предприимчивость Предприимчивость Самостоятельность Самостоятельность Ответственность Ответственность Коммуникабельность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде Работать в команде
Принципы построения обучения в СДП Деятельности Деятельности Непрерывности Непрерывности Целостности Целостности Психологической комфортности Психологической комфортности Вариативности Вариативности Творчества Творчества
Компоненты овладения знаниями при СДП: Восприятие информации Восприятие информации Анализ полученной информации Анализ полученной информации Запоминание (создание образа) Запоминание (создание образа) Самооценка. Самооценка.
Ученик - Учитель Позиция учителя Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.
Этапы познавательной деятельности этап мотивационно-ориентировочный; этап мотивационно-ориентировочный; этап уяснения знаний; этап уяснения знаний; этап отработки умений (навыков); этап отработки умений (навыков); этап контроля. этап контроля.
Современные технологии проектное обучение проектное обучение проблемное обучение проблемное обучение коллективная система обучения коллективная система обучения дифференцированное обучение дифференцированное обучение развитие критического мышления развитие критического мышления модульное обучение модульное обучение игровая деятельность игровая деятельность
Как научить учиться Ценностные ориентиры Формирование гражданской позиции Развитие личности СДП Ценностные ориентиры Формирование гражданской позиции Развитие личности СДП
Действие учителяДействие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.