Развитие отечественной системы информатизации образования И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, д.п.н., профессор Государственная академия наук Российская академия образования Институт информатизации образования Москва-2010
1. Информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно- методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
Информатизация образования – процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого развивается на основе реализации дидактических возможностей ИКТ, он поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (информационной, социальной, образовательной, экологической, и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения и обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
2. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалог (на каждый запрос пользователя - ответное действие системы и обратно); компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе при использовании образного и символьно-логического методов визуализации информации с применением средств ИКТ; компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);
архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию, архивного хранения информации, с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней; автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуального; автоматизация процессов информационно- методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.
обучаемый обучающий обучающийся обучающий Средство обучения, функционирующее на базе средств информационных технологий Виды информационно-учебного взаимодействия 1. 2.
обучающийся обучающий Средство обучения, функционирующее на базе средств информационных и коммуникационных технологий Виды информационно-учебного взаимодействия 3.
Виды информационного взаимодействия 1. Профессиональное2. Досуговое 3. Социально-психологическое
1. Профессиональное взаимодействие Реализация профессионального взаимодействия в процессе осуществления информационной деятельности в: образовательной среде образовательного учреждения (системы образовательных учреждений) Единая информационная среда науки, образования и производства (перспектива) профессиональной среде распределенного коллектива библиотечной среде, реализованной на базе электронной библиотеки Условиях использования информации web-сайтов (web-страниц)
2. Досуговое взаимодействие Реализация досугового взаимодействия в процессе осуществления информационной деятельности в: сетевых играх Единая парадигма психолого-педагогической морально-этической реализации досугового взаимодействия при разнообразии технико- технологических решений (перспектива) социальных сетях условиях использования информации web-сайтов (web-страниц) условиях использования коммуникационных программ (типа Skype, Outlook Express, ICQ и др.)
3. Социально-психологическое взаимодействие Социально-психологическое взаимодействия в процессе осуществления информационной деятельности в: сетевых играх Социально-психологическая поддержка участникам взаимодействия (перспектива) социальных сетях условиях использования информации web-сайтов (web-страниц) условиях использования коммуникационных программ (типа Skype, Outlook Express, ICQ и др.)
Система ИО как область научного знания Информатизация образования (ИО). 2.Дидактические возможности ИКТ. 3.Подготовка кадров ИО. 4.Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании 5. Сертификация педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ. 6. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных ИКТ 7. Предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ 6 6
Комплексная, многоуровневая, многопрофильная подготовка кадров информатизации образования (ИО) Комплексность Комплексность – в решении проблем ИО: психолого-педагогические содержательно-методические дизайн-эргономические технико-технологические социально-правовые Многоуровневость Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО : аспирантура по ИО; докторантура по ИО 1-е высшее профессио нальное образование (ВПО) 2-е высшее профессио нальное образование или дополнительное ВПО организация процесса ИО в учебном заведении - среднее профессиональ ное образование (СПО) технико-технологическая поддержка процесса ИО (СПО) техническая поддержка процесса ИО (СПО) специалист / название специалиста д.п.н., к.п.н., д.техн.н., к.техн.наук - информатик-аналитик; - информатик-менеджер (в области ИО) - организатор информатизации образования в учебном завдении (зам. директора) - информатик-аналитик; - информатик-менеджер (в области ИО) методист-организатор ИО (в учебном заведении) СПО техник-лаборант кабинета, оснащенного средствами ИКТ оператор компьютерного класса сроки обучения 3 года5 лет 2–3 года (500–1000 доп. часов) часов документ об образовании диплом д.п.н., к.п.н. диплом о высшем образовании диплом о дополнительно м образовании сертификат Многопрофильность Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки: средства ИКТ в управлении учебно- воспитательным процессом применение средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя-предметника психолога, библиотекаря применение средств ИКТ при организации ИО в учебном заведении применение средств ИКТ при решении нормативно-правовых и юридических проблем ИО применение технико-технологических средств поддержки процесса ИО в учебном заведении применение средств автоматизации процессов контроля знаний, умений и навыков, в том числе текущих должность в учебном заведении директор, зам. директора учитель-предметник, психолог, библиотекарь зам. директора по вопросам организации ИО в учебном заведении зам. директора по АХЧ системный администратор; техник-лаборант; оператор компьютерного класса менеджер по работе с автоматизированной системой контроля знаний Комплексность Комплексность – в решении проблем ИО: Многоуровневость Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО : аспирантура по ИО; докторантура по ИО 1-е высшее профессио нальное образование (ВПО) 2-е высшее профессио нальное образование или дополнительное ВПО организация процесса ИО в учебном заведении - среднее профессиональ ное образование (СПО) технико-технологическая поддержка процесса ИО (СПО) техническая поддержка процесса ИО (СПО) Многоуровневость Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО: Многопрофильность Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки: средства ИКТ в управлении учебно- воспитательным процессом применение средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя-предметника психолога, библиотекаря применение средств ИКТ при организации ИО в учебном заведении применение средств ИКТ при решении нормативно-правовых и юридических проблем ИО применение технико-технологических средств поддержки процесса ИО в учебном заведении применение средств автоматизации процессов контроля знаний, умений и навыков, в том числе текущих Многопрофильность Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки: 3.
4. Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе информационно-методического обеспечения образовательного процесса и научно- педагогических исследований. Обеспечение научно-педагогической информацией в условиях функционирования корпоративных сетей научно- образовательных учреждений. Функционирование социальных сетей, объединяющих учительский корпус. Создание портала «Информатизация образования России».
Теоретические основы разработки и использования педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ Требования к психолого-педагогическому, дизайн- эргономическому, технико-технологическому качеству педагогической продукции Методические подходы к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ Критериальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно-воспитательном) процессе Экспертная оценка на соответствие требованиям к качеству педагогической продукции Экспериментальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно- воспитательном процессе) Математические методы Статистические методы Сертификация педагогической продукции Методика проведения педагогического эксперимента Методика испытаний или проведения экспертизы педагогической продукции на соответствие требованиям к ее педагогико-эргономическому качеству Обработка результатов педагогического эксперимента Дидактические возможности ИКТ Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей ИКТ Виды педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ Типизация электронных средств учебного назначения По функциональному назначению По методическому назначению 5.
6. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных средствами информационных и коммуникационных технологий Учебно-методическая литература для учителя: 1. Мартиросян Л. П. Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках математики в 6 классе. 2. Мухаметзянов И.Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных последствий использования компьютера. 3. Мухаметзянов И.Ш. Программа дополнительного профессионального образования по курсу «Медико-психологические аспекты применения средств информационно-коммуникационных технологий». 4. Шихнабиева Т.Ш. Методические рекомендации по разработке и использованию адаптивных семантических моделей в области информатики. 5. Босова Л.Л. Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» (5-6 классы).
6. Акуленко В.Л., Босова Л.Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации. 7. Щепакина Т.Е. Методические рекомендации к проведению лабораторных работ по основам баз данных и системам управления базами данных с использованием языка структурированных запросов в среде MS Access и консоли IntеrBase/Firebird на основе реализации клиент-серверных технологий. 8. Щепакина Т.Е. Методические рекомендации по использованию SQL- ориентированных заданий, выполняемых в среде клиент-серверных систем баз данных. 9. Щепакина Т.Е. Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART Board в процессе преподавания информатики. 10. Мартиросян Л.П., Лемех Р.М. Методические рекомендации для специалиста в области организации дистанционного обучения по разработке Web-сайта.
11. Михаленок В.В. Методические подходы к обучению специалистов в области информатики созданию и использованию управляемых сервисно-ориентированных приложений в рамках курса «Web- ориентированная платформа.NET». 12. Никонова Н.В. Методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 5-6 классов). 13. Агальцова Д.В. Методические рекомендации для учителей английского языка по разработке авторских приложений на базе прикладных и инструментальных программных средств и их использования в процессе обучения. 14. Ягодина Л.А. Методические рекомендации для педагогов- психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. 15. Нурмухамедов Г.М. Электронное мультимедийное учебное пособие для школьников старших классов и студентов начальных курсов.
7. Предотвращение возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий Методические рекомендации по предотвращению: возможных негативных последствий медицинского характера при работе за компьютером; возможных негативных последствий психолого- педагогического характера при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; негативных воздействий на детей агрессивной информационной среды Интернет.
Предлагаем для Новой школы: Концепция комплексной, многоуровневой, многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. Контент дистантной подготовки педагогических кадров, представленный 17-ю программами. Учебно-методическое обеспечение подготовки учителей в области создания модели школы будущего. Экспертиза и сертификация электронных образовательных ресурсов. Методические рекомендации по оборудованию школьных кабинетов, оснащенных средствами ИКТ, и гигиенические рекомендации по работе в них.
Институт информатизации образования РАО