Принципы обучения химии профессор П.А. Оржековский, доцент Л.М. Мещерякова Московский институт открытого образования
Какой школьный курс химии лучше? Традиционный? Нетрадиционный? Многие студенты и педагоги отвечают: «Конечно же - нетрадиционный!» Кто создавал Традиции? В чем суть этих Традиций?
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) - первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г.
Педагогические труды М.В. Ломоносова: «Проект регламента московских гимназий» (1755); «Проект регламента академической гимназии»(1758); «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760) Слово о пользе химии (1751); «Курс Физической химии» (1754); О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.
Дмитрий Иванович Менделеев ( ) Великий русский химик родился 8 ноября 1834 г.
Основные педагогические труды Д.И.Менделеева «Органическая химия» (1861); «Основы химии» (1877); «Заветные мысли и статьи» (1905).
Принцип необходимости экспериментальной проверки истинности знаний Критерий истинности знаний – эксперимент, практика. М.В. Ломоносов В настоящее время – логика рассуждения, слова учителя, учебник.
Принцип соответствия структуры курса закономерностям процесса научного познания Познание сущности - построение и перестроение теоретических представлений. Для того, чтобы понять настоящее нужно заглянуть в историю.
Преподаватели, пытающиеся сформировать у студентов исчерпывающие знания, соответствующие современному состоянию науки «смотрят на зады». Д.И.Менделеев
Принцип соответствия структуры курса закономерностям процесса научного познания Изучение химии на эмпирическом уровне. Изучение веществ и химических реакций на атомно-молекулярном уровне. Изучение теорий строения атома и химической связи. Изучение химической реакции на уровне теорий «Об электролитической диссоциации» и «Об окислении и восстановлении». Изучение органических веществ на уровне теории строения органических соединений.
Принцип оптимального соотношения изучаемых фактов и теорий Конкрет – Абстракт – Конкрет Большое значение имеют необъяснимые факты. Новая теория дается тогда, когда возникли вопросы, на которые она может ответить.
Принцип необходимости обучения методам научного познания Научить познавать мир – научить смотреть вперед! Основной метод познания химии – моделирование.
Принцип оптимальной интенсивности при обучении Не следует «гасить огонь познания избытком топлива» «Физическая невозможность узнать «все обо всем» до того проникает все дело…образования, что нередко всезнание почитается признаком ограниченности и тех добрых желаний, которыми устилается современный ад отчаянья и сверхчеловечества.» Д.И.Менделеев
Принцип оптимальной интенсивности при обучении В настоящее время превышение оптимальной интенсивности в 2-4 раза. Химия – один из самых нелюбимых предметов.
Принцип приоритета воспитания при обучении «… молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». М.В.Ломоносов
Принцип приоритета воспитания при обучении «Главная задача среднего образования состоит …в личном развитии учеников, в росте сознательного их отношения к окружающему и в развитии личных свойств: наблюдательности, внимания, обсуждения и трудолюбия.» Д.И.Менделеев
Принцип приоритета воспитания при обучении Современная психология - ученик лучше мыслит, если понимает зачем ему это нужно. До 85% школьников изучают химические теории, чтобы «два» не получить.
Принцип приоритетов в построении системы проверки знаний учащихся «Экзамены должно считать первым объяснением того формализма, который нередко портит многое в жизни.» «Способность к продолжению образования учителя... знают гораздо вернее..., чем при помощи какой-нибудь системы баллов.» «Доверие к учителям составляет основу всякого образования.» Д.И. Менделеев
Принцип приоритетов в построении системы проверки знаний учащихся Зачем нужен ЕГЭ в 9-м классе? Зачем в итоговой аттестации исчерпывающая проверка знаний без приоритетов? Главные критерии при аттестации учителей: успешное выступление школьников на олимпиадах; сдача школьниками ЕГЭ.
Краткие итоги: Принципы обучения химии складывались столетиями при участии великих русских химиков. Бережное отношение к традициям российского химического образования – основа развития школьного предмета «Химия». Принципы обучения химии следует учитывать для сохранения единого образовательного пространства.