Общественный совет при ФСТ России Рабочая группа по образованию Доклад члена рабочей группы по образованию М.С. Мулюкина г. Москва 22 июля 2011г.
Реформирование электроэнергетики Завершен процесс разделения по видам бизнеса; Сформирован класс независимых собственников, обладающих самостоятельностью на рынке, собственными рыночными стратегиями; Созданы абсолютно новые рынки; Разграничены полномочия и сферы ведения как между федеральными и региональными уровнями власти, отдельными федеральными органами исполнительной власти, так и негосударственными саморегулируемыми организациями по вопросам управления и регулирования электроэнергетической отраслью; Усложнились и расширились методы и инструменты государственного регулирования энергетической инфраструктуры и рынка электроэнергии (мощности) Перспективы глобальной интеграции
Требования к квалификации 1.Инженерно-технологические знания и навыки 2.Компетенции в области экономики предприятия, экономического анализа, инвестиционного планирования, project management и пр. 3.Навыки экономического прогнозирования 4.Специальные юридические знания 5.Навыки эффективной коммуникации 6.Специальные знания о рынке 7.Знания английского языка ???
Мониторинг образовательных программ 1.Программы повышения квалификации – ИПК Госслужбы, ВЗФЭИ, базовые курсы ГМУ, Финансы предприятия и пр. 2.Специально разработанные программы повышения квалификации в интересах конкретных органов регулирования (Приморский край, Ростовская область и др.) 3.Проектируемые специализированные программы: -ВШЭ совместно с МАРЭК – модульная программа обучения для органов регулирования; -УЦ НП «Совет рынка» – базовая программа «Рынки электроэнергии и мощности» -Интернет курсы самостоятельного обучения и тестирования с последующей сертификацией; -Корпоративные университеты и образовательные программы
Подготовка кадров 1.Система высшего образования не осуществляет подготовки специалистов в области управления инфраструктурными объектами в рыночных условиях. ( Осуществляется специализированная подготовка либо экономистов, либо инженеров. Например, Московский энергетический институт (Технологический университет) осуществляет подготовку специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики» в очной и заочной форме обучения с присвоением квалификации «экономист-менеджер»). 2.Система повышения квалификации представлена очень узко и, в основном, специализируется на ликвидации пробелов в знании нормативно-правовой базы. 3.Система подготовки высших управленческих кадров в области управления инфраструктурными объектами отсутствует.
Мнение участников рынка 1.Систематическое повышение квалификации в области регулирования цен (тарифов) в энергетике. 57,8% опрошенных считают, что периодичность повышения квалификации работников региональных органов регулирования в области электроэнергетики должна быть не реже 1 раза в год. 2.69,6% опрошенных высказались за целесообразность «создания специализированного центра компетенции в области регулирования инфраструктурных организаций для разработки содержания, сертификации специализированных образовательных программ, их внедрения в действующую образовательную инфраструктуру, а также мониторинга качества образовательных услуг в указанной сфере». 3.«Эта мера оправдана, только если в создании такого центра примут участие ответственные органы исполнительной власти, инфраструктурные организации и участники рынка».
Меморандум 1.Квалификация персонала органов регулирования и инфраструктурных компаний это: эффективность компаний в условиях рынка; качество регулирования и доверие потребителей. 2.Проблема носит междисциплинарный характер и в «одиночку» не имеет решения.
Спасибо за внимание