Использование интерактивных методов обучения на уроках и факультативных занятиях по иностранному языку Учитель английского языка Аносова Людмила Сергеевна ГУО «Средняя школа 4 г.Солигорска»
Консалтинговый центр Обучение Консультирование Диагностика
Консалтинговый центр Интерактивные методы Информационно-коммуникативные методы Многомерные дидактические инструменты Метод проектов Технология исследовательской деятельности учащихся
Современные образовательные технологии в образовательном процессе Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Современные образовательные технологии в образовательном процессе Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Причины выбора именно СОТ в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам; образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
Причины выбора именно СОТ педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно- ориентированного подхода; они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и учащихся друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности, на снижение трудоемкости труда учителя и учащегося.
Интерактивные методы обучения Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала; Повышение познавательной мотивации; Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; Воспитание лидерских качеств; Умение работать с командой и в команде; Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия: полилог (многоголосие – греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся. диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.
Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия: мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности. смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами. свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.
Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия: ситуации успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию. позитивность и оптимистичность оценивания – ведущее из условий, способствующих созданию ситуаций успеха. рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.
Классификации интерактивных методов обучения: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры).
Технология проведения учебного занятия в интерактивном режиме Комплекс и последовательность реализации в рамках учебного занятия разнообразных интерактивных методов, организации взаимодействия учителя и учащихся через реализацию совокупности интерактивных методов в целях более оптимального развития участников педагогического процесса.
Технология проведения учебного занятия в интерактивном режиме Методы на создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации Интенсивное взаимодействии учащихся между собой и со своим жизненным опытом – групповая деятельность, мыследеятельность, смыслотворчество Рефлексия состоявшегося взаимодействия
Методы на создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации « Аллитерация имени» «Дюжина вопросов» «Заверши фразу» «Четыре угла» «Прогноз погоды»
«Аллитерация имени»
«Дюжина вопросов»
«Заверши фразу»
«Четыре угла»
«Прогноз погоды»
Домашнее задание Провести урок или факультативное занятие с использованием предложенных интерактивных методов «+» и «-» Замечания и предложения Консультации