Андрощук Наталья Ариевна, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена 2013
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества: O Обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. O Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового ( иноязычного ) образования с элементарными основами литературного образования ( ознакомление с образцами зарубежной литературы ), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью ( гуманитарной, естественно – научной, технологической ).
O Интегративный характер предмета способствует расширению « профессиональных горизонтов » учителя и создает межпредметную, образовательную среду для всех участников образовательного процесса. O Ценность предмета « Английский язык » в его неограниченных возможностях в развитии не только обучаемых, но и учителей.
O На уроках английского языка учителя реализуют разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой, физикой, химией и биологией. O Большое значение уделяется и разнообразным формам внеклассной работы ( социально значимые проекты, исследовательская деятельность и пр.) – как способ социализации учащихся.
Методы интегрированного обучения: O активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам ( привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин ); O рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов ( например, экология ); O исследовательский метод ( учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения ).
Особенности межпредметной интеграции O предметом анализа содержания изучаемого материала выступают многоплановые объекты, информация о сущности, которых содержится в различных учебных дисциплинах ; O сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой ; O включение в процесс познания всех анализаторов ( зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно - двигательных ), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребёнком окружающей действительности.
O Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно - воспитательного процесса, возлагая тем самым на учителя большую ответственность в системном развитии его профессиональной компетентности.
Развитию компетентности учителя способствуют O активное внедрение в процесс обучения межпредметных связей ; O построение системы и анализ использования этого метода обучения ; O распространение собственного опыта и взаимодействие с педагогическим сообществом ; O развитие и движение вперед.
O Андрощук Наталья Ариевна O Сайт :mustinnovate.com O Тел.: