Обобщение опыта учителя ИЗО высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия 7» (полного дня) Прокопенко Любови Викторовны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник ».
Advertisements

Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
Автор проекта: Шорникова Галина Владимировна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР – детский сад 30 «Солнышко» г. Вязники, Владимирской обл.
« Одаренные дети с ограниченными возможностями здоровья ». « Одаренные дети с ограниченными возможностями здоровья в центре детского творчества «Народные.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
СПОСОБНОСТИ ТАЛАНТ ОДАРЕННОСТЬ Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и.
Материал по теме: Педагог дополнительного образования - профессионал. Каков он?
ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Филиал в г. Славянске-на-Кубани ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ.
Развитие музыкально- творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Исполнитель: Захарьева А. Е. Студентка 2 курса,группа 207, Очная форма обучения Специальность «Дошкольное образование» Руководитель : Кораблева.
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа.
Транксрипт:

Обобщение опыта учителя ИЗО высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия 7» (полного дня) Прокопенко Любови Викторовны

ТЕМА инновационного педагогического опыта (ИПО): Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках изобразительного искусства в 7-х классах, на занятиях в художественной школе 1-го года обучения

Источник изменений: Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика развития творческого потенциала учащихся на основе применения нетрадиционных изобразительных техник на занятиях изобразительным творчеством

Идея изменений: Сущность ИПО заключается в использовании инновационных образовательных технологий на занятиях изобразительным творчеством. Разработанная с опорой на способности детей, их склонности, интересы и ценностные ориентации и апробированная модель развития творческого потенциала учащихся способствует формированию личности творческого типа, предоставляет детям возможность реализовать себя в художественном творчестве

Теоретическая база опыта: Методологической основой исследования послужили: - психолого-педагогические концепции развития творческих способностей (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); - работы отечественных и зарубежных психологов (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс); Исследование опиралось на: - концепции развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, ЛС. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); - теоретические основы диагностики креативности и творческого мышления (Д. Гилфорд, П. Торренс, Н. А. Лепская); - идею полноценного развития способностей посредством личностно- ориентированных, интегративных, проектных, образовательных технологий (А.Г. Волков, В.Максимова, А.С. Соколов); - на идеи гуманистического видения воспитания и образования ценностно-личностного взаимопонимания педагога и ученика в трудах В.Л. Андреева, В.А.Беликова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской

Новизна опыта: - рассмотрены психолого-педагогические аспекты творчества, уточнены определения творческих способностей учащихся и возможности их развития; - рассмотрены особенности проявления творческих способностей детей в младшем школьном и подростковом возрасте; - раскрыта сущность занятий искусством как фактора развития творческих способностей, выявлены специфика и возможности изобразительных нетрадиционных техник для развития творческого потенциала детей; - показана эффективность использования нетрадиционных изобразительных техник на уроках изобразительного искусства и на занятиях в художественной школе для развития творческих способностей учащихся; - разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных изобразительных техник для развития творческих способностей учащихся 7-х классов на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского

Адресная направленность: Учителя изобразительного искусства могут применять разнообразные художественные техники с учащимися в рамках открытых уроков, в работе с одаренными детьми, а также при подготовке конкурсно-выставочных работ

Описание инновационного опыта учителя

По разным оценкам на сегодняшний день существует более ста определений творчества. Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по - разному. С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. С точки зрения психологии, творчество - это процесс создания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Под творческими способностями в педагогике понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности

Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов: а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности; б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей; в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты

Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности исследователями были выделены наиболее яркие признаки, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных - интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение

К эффективным условиям организации художественно- творческой деятельности детей можно отнести следующие: 1) построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей; 2) создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей

В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и др.) Начинать разговор с похвалы. Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других. Не приказывать, а задавать вопросы. Выражать одобрение по поводу каждой удачи. Создавать детям хорошую репутацию. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что Вы ему предлагаете.

Приемы создания творческой атмосферы: - первоначально давать легко доступные творческие задания; - проявлять интерес к действиям учеников; - признавать и поощрять множественность вариантов ответов; - раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; - поощрять чувству предвосхищения и ожидания; - знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения); - строить предположения на неограниченных данных; - соотносить на первый взгляд несоотносимое; - повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.

На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, передового педагогического опыта, наблюдений за учебной деятельностью учащихся мной были отобраны и освоены нетрадиционные художественные техники, способствующие развитию творческих способностей учащихся, разработан примерный план их использования на уроках изобразительного искусства, разработаны конспекты уроков по программе Б. Н. Неменского. Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке. Задачи: -сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности; - познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения; - воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Образцы детских работ, выполненные в нетрадиционных изобразительных техниках

Эстампы

Тампонирование

Сухая кисть

Раздельный мазок

Мастехин

Печатка

Пальцеграфия, ниткография

Обрывная аппликация

Набрызг

Монотипия

Кляксография

Коллаж

Клеевые картины

Граттаж

Выкрывание воском

Батик

Аэрография

Эффективность предложенной работы с детьми подтверждается результатами конкурсно- выставочной деятельности. С учащимися 7а, б классов на уроках ИЗО за сентябрь-октябрь мы подготовили 5 работ с использование нетрадиционных техник на внутришкольную выставку-конкурс «Город мастеров». Хорошие результаты показали учащиеся 7б класса и на внутришкольной олимпиаде по ИЗО, где выполнили интересные работы с использованием нетрадиционных изобразительных техник. 3 учащихся заняли 1 место, 2 – 3 место. В художественной школе учащиеся 11, 12 групп с большим удовольствием работают в нетрадиционных художественных техниках. Такие работы получают высокую оценку жюри на конкурсах детского рисунка. Региональная выставка-конкурс детского художественного творчества «Край родной навек любимый» (г. Магнитогорск) - диплом 2 степени (Якупова Инна). Городской конкурс детского рисунка «Рисуем ежика» (Автовазбанк)-диплом 2 степени (Макарова Александра). Открытый Областной конкурс детского рисунка «Рождественская сказка» (Министерство образования Оренбургской области. Управление образованием администрации г. Оренбурга. ОХУ. МОУ «Гимназия 7») - диплом 2 степени (Щеняева Полина), диплом за выразительность образа (Уряшева Алина). Областной конкурс детского изобразительного творчества «Мастера волшебной кисти» «Во имя жизни на земле», посвященный 65-летию Победы в ВОВ (Министерство образования Оренбургской области. ОДТДМ им В.П. Поляничко) –2 диплома 1 степени (Якупова Инна, Щеняева Полина). Конкурс детского рисунка на лучшую композицию «Весна» среди учащихся ХШ гимназии – диплом 1 степени (Петренко Анастасия).

Последовательность выполнения аэрографии Приложение Последовательность выполнения аэрографии

Последовательность выполнения кляксографии

Последовательность выполнения коллажа