Изучение экологического состояния реки Бурминка в черте населенного пункта с. Аскино Ганиевой Эльзы МБОУ СОШ 2 с. Аскино Научный руководитель: Фатихова А.В., учитель биологии МБОУ СОШ 2 с. Аскино
Причиной изменения экологического состояния реки является практическая деятельность людей Гипотеза исследования Изучение экологического состояния реки Бурминки в черте села Аскино Цель От чистоты малых рек зависит экологическое состояние крупных водотоков. Сейчас, когда в большинстве населённых пунктов население страдает от недостатка питьевой воды, чистота воды в Бурминке очень важна для жителей Аскино Актуальность
Задачи Изучение гидрологической характеристики реки Бурминки Ознакомление с флорой прибрежной зоны реки Инвентаризация источников загрязнения реки
Объекты и методика исследования Многочисленные притоки основных рек пересекают всю территорию района, богато обеспечивая её разветвленной гидрологической сетью. Река Бурминка – правый приток реки Тюй. Она берёт начало с родника около д. Любимовка. Протяженность реки от истока до впадения в реку Тюй 23 км. Река имеет равнинный характер. В черте села Аскино в Бурминку впадает река Аскинка, она является левым притоком Бурминки. Питание смешанное. Река полностью не замерзает в районах выхода родников. Речные долины извилистые, преимущественно неглубокие.
Для работы была использована общепринятая методика, изложенная Боголюбовым А.С. (1998); Миркиным Б.М. (2005). Исследования проводились в сентябре 2012 года. Были проведены следующие исследования: 1.Гидрологические 2. Определение видового состава растений маршрутным методом на берегах и в реке с помощью определителей растений (Алексеев и др.,1989; Нейштадт,1963; Полянский,1968). 3. Источники загрязнения определяли по маршруту исследования по берегам реки.
Гидрологические исследования
Изучение прибрежной флоры реки
Забор проб воды в реке
Река протекает по середине села Аскино.
Результаты исследования
Глубина реки Бурминки летом не бывает постоянной и зависит от осадков. Максимальная глубина реки в районе исследования была 1,2 метра. Дно реки хорошо просматривается. Вода прозрачна. Температура воды в дни исследования менялась от 10˚С до 15˚С. Это объясняется тем, что в сентябре 2012 года наблюдался длительный жаркий период без осадков.
Нами были обнаружены: 1. Скопления твердого бытового мусора у моста по ул. Деткина. 2. Сток из канализационной ямы дома по Деткина 18, что свидетельствует о загрязнении реки жителями ул. Деткина. 3. Также недавно были произведены работы по расширению русла реки, что привело к частичному изменению прибрежной флоры реки.
Выводы и заключения 1.Река Бурминка в черте села Аскино имеет глубину максимальную- 1,2 м, минимальную 0,15 м. Расход воды составил 0, 02 м3, ширина реки наибольшая 8,3 м, определена скорость течения реки в трех пунктах, температура воды в дни исследований от 10 до 15С 0. 2.Определено 58 видов растений из 28 семейств. 3.Причинами загрязнения русла являются мусорные свалки населения, сток из канализации и вытаптывание берегов домашним скотом, полоскание белья. Выдвинутая мною гипотеза оказалась верной. Действительно, река в экологическом отношении загрязненная, заиленная из-за изменения рельефа берегов человеком и выброса твёрдого бытового мусора. На её берегах нет большого разнообразия растительности из-за выпаса скота. Некоторые участки испытывают чрезмерное вытаптывание, что сказывается на характере растительности.
Список использованных источников 1.Алексеев Ю.Е., Галеева А. Х., И. А. Губанов и др. Определитель высших растений Башкирский АССР. М.: Наука – 375 с. 2.Боголюбов А.С. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов. М.: Экосистема с. 3.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Барановская Т.А. Биоразнообразие в сельскохозяйственных экосистемах. Учебно методическое пособие для учителя школы по организации исследовательской работы школьников. Уфа: Информреклама с. 4. Нейштадт М.Р. Определитель растений средней полосы Европейской части СССР. М.:Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1963г – 640 с. 5. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.3-е изд. М., Просвещение, 1968г., с 6. Чурагулова З.С. Аскинский лесхоз. – Уфа, С. 4-7.
Спасибо за внимание!