Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
Цель лекции: сформирование представления о памяти и внимании как психических познавательных процессах 1. Знать: определения памяти, внимания; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы памяти. 2. Иметь представление: о мнемонике ( приемы запоминания); о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания. Изучив данную тему студент должен:
Основные вопросы: 1. Понятие о психических познавательных процессах. 2. Внимание. 3. Память. 3
Основные понятия: познавательные процессы, память, внимание, мнемоника, мнемические действия. 4
ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ Вопрос 1. 5
Познавательные психические процессы – это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. 6
Психические процессы обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. 7
Первоначальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. 8
ВНИМАНИЕ Вопрос 2. 9
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. 10
Свойства внимания Объем Устойчивость Концентрация Переключение Распределение Предметность 11
Объем внимания 12
Устойчивость внимания 13
Концентрации и устойчивости 14
Распределение внимания 15
Классификация внимания По предмету, материалу деятельности По предмету, материалу деятельности По направленности активности По направленности активности По ведущему анализатору По ведущему анализатору По характеру отраженных связей и отношений По характеру отраженных связей и отношений Сенсорно- перцептивное Сенсорно- перцептивное Интеллектуальное Двигательное Внутренне- направленное Внутренне- направленное Внешне- направленное Внешне- направленное Зрительное Эмпирическое Теоретическое Слуховое 16
17 Классификация внимания по произвольности познавательных процессов Виды вниманияУсловие возникновения Особенности проявления НепроизвольноеВоздействие сильного или значимого раздражителя Осуществляется непреднамеренно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение ПроизвольноеПостановка и принятие задачи как пути решения проблемы Требует волевых усилий, сохранения контроля за поведением, при длительной концентрации вызывает утомление ПослепроизвольноеУвлеченность процессом решения Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий
Факторы, способствующие привлечению внимания - характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики); - отношение раздражителя к потребностям. 18
Факторы, снижающие устойчивость внимания монотонность и стереотипность выполняемых действий; однообразие и недостаточность (избыток) информации. 19
ПАМЯТЬ Вопрос 3. 20
Память - это процесс, обеспечивающий построение всестороннего образа мира, связывающий разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим. 21
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. ( Цит. по Реан) 22
Уровни хранения информации физический (узелки на память, записная книжка и т.д.); биологический (преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК; физиологический (информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов); психологический (происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур). 23
Классификация памяти По ведущему анализатору По ведущему анализатору По форме психической активности По форме психической активности По продолжительности протекания процесса По продолжительности протекания процесса Зрительная Слуховая Осязательная Обонятельная Вкусовая Образная Эмоциональная Двигательная Вербальная Непроизвольная Кратковременная Оперативная Долговременная Произвольная 24 По предмету, материалу деятельности По предмету, материалу деятельности
Процессы памяти запоминание; хранение; воспроизведение; забывание; припоминание. 25
Система памяти по Р. Аткинсону, Р. Шиффину Входящая информация Период перекодирования Долговременная память Долговременная память Кратковременная память Кратковременная память Вытеснение 26 Повторение
Причины, влияющие на продуктивность памяти Субъективные Объективные Тип запоминания Предыдущий опыт Установка Интерес Состояние организма Обстановка Количество материала Характер материала Осмысленность Связанность Понятийность Наглядность 27
Усвоение информации при разовом выполнении действия При чтении При чтении При помощи слуха При помощи слуха При помощи зрения При помощи зрения При помощи слуха, зрения При помощи слуха, зрения При помощи слуха, зрения и обсуждения При помощи слуха, зрения и обсуждения При помощи слуха, зрения и обсуждения и выполнения других действий При помощи слуха, зрения и обсуждения и выполнения других действий 10% 20% 30% 50% 70% 90% 28
Состав мнемического действия Выделение опорных пунктов Группировка Структурирование Схематизация Аналогия Мнемотехника Мнемоника - приемы управления памятью или искусство запоминания. План Классификация Ассоциации Повторение 29
Этапы логического запоминания Осознание цели запоминания Понимание смысла запоминаемого Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Осознание цели запоминания 30
1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы