Тема: «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки» Урок биологии в 10 классе Учитель Белоусова Екатерина Степановна
МАТЕРИАЛЫ Для учителя Для ученика
Аннотация Это урок 9 в теме «Основы цитологии», составлен к учебнику А.А. Каменского, В.В. Пасечника «Общая биология: классы» (М.: Дрофа), по программе под руководством В.В. Пасечника. Урок продолжает серию уроков по изучению «Химического состава клетки». Урок комбинированного типа, с преобладанием этапа по изучению нового материала. Использованы приемы на уроке: тестирование, объясне-ние новой темы, самостоятельная работа учащихся, применение ИКТ.
Цели и задачи урока Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения молекулы ДНК и РНК, их локализацией и функциями в клетке, раскрыть механизм удвоения ДНК. Задачи урока: 1) сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК и РНК; принципе комплементарности; 2) развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК; 3) развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
Аппаратное и программное обеспечение урока Компьютер Проектор Экран Microsoft XP Microsoft Power Point Microsoft Word
Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. Тестирование. Изучение нового материала. Закрепление знаний. Домашнее задание.
Методические рекомендации по уроку При проведении урока желательно освоение учителем основных приемов программы MS Power Point. Урок не требует от учащихся знаний компьютера. Данный урок используется для изучения новой темы и интересен тем, что предлагаемый материал можно использовать для организации и проведения нетрадиционных форм урока. Материал урока очень нагляден и интересен для познания окружающего мира, особенно той его части, которую трудно увидеть и представить. Разработка урока может быть полезна учителям биологии, студентам педагогических ВУЗов.
Тема урока: «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки»
Проверка знаний о строении и функциях белков; История открытия нуклеиновых кислот; Особенности строения ДНК; ее локализация в клетке; Функции ДНК в клетке; Особенности строения РНК, ее локализация в клетке, разновидности и функция в клетке. ПЛАН УРОКА:
Нуклеиновые кислоты- (от лат. «нуклеус»- ядро, впервые обнаружены в ядре) Молекула ДНК Молекула т-РНК
ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ СТРУКТУРА ДНК
Разрыв водородных связей между цепями К каждой цепи притягиваются свободные нуклеотиды по принципу комплементарности к местам исходной цепи- матрице Между материнской (матричной) цепью и дочерней образуются водородные связи В результате из исходной цепи возникают две Механизм удвоения
Р Н К Виды РНК м-РНК (матричная) или и-РНК (информационная) т-РНК (транспортная) р-РНК (рибосомальная)
задача Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующее строение: ГГГ-АТА-АЦА-ГАТ-… 1) Укажите строение второй цепи; 2) Вычислите длину данного фрагмента ДНК; 3) Сколько водородных связей содержит фрагмент цепи ДНК?
Решение задачи 1) Вторая цепь имеет вид: ЦЦЦ-ТАТ-ТГТ-ЦТА-… 2) L= 12 х 0,34 нм=4,08 нм 3) Между А-Т две водородные связи, т.е. всего-14; между Ц-Г три водородные связи, т.е. всего-15. Общее количество- 29.
Сравнительная характеристика ДНК и РНК ПризнакДНКРНК Нахождение в клетке Ядро, митохондрии, хлоропласты Ядро, митохондрии, рибосомы, хлоропласты Вид цепиДвойнаяОдинарная УглеводДезоксирибозаРибоза Азотистое основание Аденин, гуанин, цитозин, тимин Аденин, гуанин, цитозин, урацил СвойствоСпособна к самоудвоению Не способна к самоудвоению