Управление качеством в системе «учитель-ученик» в соответствии с требованиями ФГОС (организационный аспект) Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела. 2. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 3. Делит количество параграфов на количество часов. 4. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы, подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 1
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 1. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 2. Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам. 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы. 4. Подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 2
(Г) (Г) Целеполагание ученика на изучение темы (Л) (Л) Целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы (О) (О) Отбор и структурирование содержания (О) (О) Составление вариантов зачетной работы (Н) (Н) План изучения темы по урокам (Х) (Х) Определение времени и места промежуточной диагностики (Е) (Е) Проектирование поурочных информационных карт для ученика (Т) (Т) Проектирование поурочных информационных карт для учителя
Учитель формулирует цели изучения данной темы для ученика (целеполагание ученика) в соответствии с требованиям ФГОС (требования к предметным, надпредметным и личностным результатам). 1. Возможные формулировки: знать…, уметь…, иметь представление…, понимать…, уметь объяснить…, уметь доказать свою точку зрения… и т.д.
Затем каждое требование преобразуется в задание в контрольной работе (цели ученика переводятся в показатель, который можно предъявить детям) 2. Задачи, задания, вопросы …
К каждому заданию проектируются уровневые дескрипторы в виде описания уровней качества выполнения, или степени приближения ученика к данной цели. Каждому уровню придаются баллы. 3.
Пример уровневого дескриптора для показателя «планирование и достижение цели» в проектной работе: 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения;, работа выполнена точно и последовательно. 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно.
Пример уровневого дескриптора для показателя «знает методы изучения клетки» в работе по биологии:
0 – допускает более одной ошибки в описании алгоритма и в применении микроскопирования клеток, не знает названий методов изучения клетки; 1 –допускает 1 ошибку в описании алгоритма и/или применении микроскопирования клеток, может распознать названия методов изучения клеток; 2 –знает и безошибочно применяет алгоритм микроскопирования клеток, может назвать цели и условия использования 1-2 методов исследования живых существ на клеточном уровне; 3 – знает и безошибочно применяет алгоритм микроскопирования клеток, может назвать цели и условия использования 3-х и более методов исследования живых существ на клеточном уровне.
Успешность учащегося по математике складывается из - знания отдельных математических конструкций (арифметических и алгебраических правил, теорем и так далее), - умений связывать данные конструкции (то есть, из базисных конструкций выстраивать более сложные), - умения грамотно оформлять (представлять) результаты своей работы - умений использовать для представления работы профессиональный язык и дополнительные элементы (таблицы, чертежи, графики) и так далее… ФГОС
3. Коммуникативн ые УУД 2. Познавательные УУД 1. Знания (фактология) и регулятивные УУД с компетентност- ными задачами КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ТЕМЕ В ФОРМАТЕ ФГОС
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов ФГОС
В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. ФГОС
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. ФГОС
Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика - учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. ФГОС
«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К.Д.Ушинский Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. в 11 т.- М., – Т.8.С.55
Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru