Российский университет дружбы народов Институт гостиничного бизнеса и туризма В.И. Дихтяр ИНФОРМАТИКА Раздел 1.Информационное общество и информатизация. Информация, ее свойства и принципы передачи. Информационные системы и технологии. Тема 101.Информатика в современном мире. Основы информационной культуры Москва 2013
Содержание [ĭ] информационные [ĭ] - революции ĭ - кризис [Ŕ] ĭ – ресурсы [Ŕ] [ ] Рынок ĭ - продуктов [ ] Ĭq 2
ĭ - революции кардинальные изменения [Δ] в обработке ĭ существенные преобразования общественных[Ö]- отношений. 5 т. лет до н.э. - Письменность XVI в. - Книгопечатание XIX в. - Электричество XX в. - Микропроцессоры и ПК 3
Великие и загадочные изобретения и их последствия 4 1. Письменность Знания[Ž] от поколения к поколениям 2. Книгопечатание Δ (индустриального [Ö], культуры[Ķ], организации деятельности [Ą] ) 3. Электричество Телеграф, телефон, радио: увеличивая[] скорость, объем ĭ 4. Микропроцес- соры и ПК Сеть [Ň], телекоммуникации[Č]
Три фундаментальные Ņ переход Δ ĭ: мех. элект. миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин создание программно [ Ҧ ]-управляемых устройств и процессов[Þ] 5
Определения # IT Þ (средства и методы сбора, обработки и передачи данных[Ď]): первичная ĭ (о состоянии объекта [Ǒ]) новое [] качество [Q ] (ĭ) Č дистанционная передача Ď на базе Ň Ö î большинство работ []: производство, хранение, переработка, реализация ĭ ( ! Ž ) 6
Характерные черты ĭ-общества # решена проблема ĭ-кризиса обеспечен приоритет ĭ по сравнению с другими Ŕ, реализован свободный доступ главная форма развития ĭ - экономика автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование Ž IT глобальный характер 7
Опасные тенденции влияние на общество СМИ проблема отбора качественной и достоверной Ĭ сложность адаптации к среде ĭ-общества 8
ĭ - кризис Противоречия между ограниченными возможностями Ч, потоками и массивами ĭ 1900 г. - сумма Ž удваивалась 50 лет, 1950 г лет, 1970 г. - 5 лет, 1990 г. - ежегодно Избыточная ĭ затрудняет восприятие полезной ĭ Возникают эконом, полит. и соц барьеры препятствуют распространению ĭ соблюдение секретности работники не могут воспользоваться ĭ 9
Информатизация общества 1 соц-эк + н-техн Þ условия для удовлетворения потребностей и реализации прав в ĭ - сфере для граждан, органов государственной власти органов местного самоуправления организаций, Ö - объединений + комплекс мер достоверное, полное и своевременное Ž в соответствующих видах Ą 10
Информатизация общества 2 Информатизация: на основе формирования и использования Ç(компьютер) базовая техническая составляющая Þ информатизации производительности в ĭ - сфере 11
Интенсификация ї инвестирования в исследовательские разработки качества [Q] Õ развитие международного [ ] сотрудничества на стадии разработки Q рабочей силы и д.р. 12
Принципы успешной реализации программы ȋ замена эконом структуры [Ŝ] наукоемкие отрасли признание приоритетного характера ĭ сектора использование достижений мировой науки и техники вложение финансов [F] в информатизацию облегчения условий коммуникации и обработки ĭ 13
Информационная культура Ķ ĭ умение целенаправленно работать с ĭ и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную IT Проявляется: в конкретных навыках по использованию современных технических средств и методов в способности использовать технологию, базирующуюся на применении программных в умении извлекать ĭ из различных источников и эффективно ее использовать во владении основами аналитической переработки ĭ в знании особенностей ĭ - потоков в своей области деятельности 14
Упражнение 1 задача [ζ]: написать примеры проявления информационной культуры при работе в фирме [Ф] (гостиница[H], турфирма[T], ресторан[R]), (в тетради, выделить зеленой рамочкой). 15
ŔĭŔĭ документы + массивы документов в IS: библиотеках, архивах, фондах, DB прагматическая Ū обеспечение ĭ-процесса юридическое толкование ответы на вопросы: Ŕ ĭ чей, какой и для чего 16
Развитие Ŕ ĭ глобальная Ą по оказанию ĭ мировой и внутригосударственный μ( ĭ ) DB(Ŕ ĭ ) + недорогой доступ обоснованности и оперативности Ř 17
ĭ совокупность Ď, сформированная для распространения в вещественной или невещественной форме результат интеллектуальной Ą(Ч) на материальном носителе 18
результат Ą(Ф) или лица, направленный на удовлетворение потребности Ч или Ф в использовании различных ĭ получение и предоставление в распоряжение пользователя ĭ 19
Основные виды ĭ – услуг ĭ - ĭ - издания Реферативные Библиографи- ческие Обзорные Справочные ĭ Поиск ĭ Переводы и обзоры Доступ к БД Косвенный Непосредст- венный Down loading Регулярный поиск Оказание ĭ- ĭ- услуг Обработка данных ПО ИТ ИС Связь Предоставление первоисточника 20
Рынок μ ( ĭ ) Š экономических, правовых и организационных Ŗ по торговле интеллектуального труда на коммерческой основе Компоненты: техническая и технологическая (HW, Ç, Ň, τ) нормативно-правовая (законы, указы, постановления) ĭ (справочно-навигационные средства и структуры ) организационная– (гос. регулирование Ф ĭ ξ) 21
Поставщики ĭ центры формирования и хранения DB центры распределения ĭ на основе разных DB службы Č и передачи Ď ĭ-службы: анализ, обобщение, прогнозирование коммерческие Ф ĭ - брокеры Потребители ĭ - юридические и физические лица 22
Инфраструктура Ȋ μ ĭ совокупность секторов, объединяющих ЧЧ или Ф, предлагающих однородные ĭ Δ модели Ђ индустриальной эпохи выгоды от внедрения τ и Ђ в условиях Ň-экономики 23
Пять секторов рынка ĭ - продуктов: 1 1. деловая ĭ 2. ĭ для специалистов 3. потребительская ĭ 4. услуги Õ 5. обеспечивающие IS и средства 24
Функции ĭ - бизнеса управление кадрами материально-техническое снабжение организация производства маркетинговые исследования управление финансами и ведение учета лизинговые операции консультационное обслуживание страхование имущества и информации организация службы информационной безопасности сервисное обслуживание 25
Структура информатики Информатика область Ч деятельности, связанная с процессами преобразования ĭ с помощью Ç и их взаимодействием со средой применения. в широком смысле: единство отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой ĭ средств связи во всех сферах Ч деятельности. в узком смысле взаимосвязанные части технических средств (hardware HW) программных средств (software SW) алгоритмических средств (brainware BW) 26
27 Changes in life and business τ (Ї,, browsers, wireless devices) Δ(, play, interact, Õ, build Ђ ) + opportunities -theories continue to guide: Ř (how are built: µ,industries, Ф) + Ą(Ф) : λ, φ, ã, φ h : design, deliver, µ, sell (the basic roles remain unchanged)
Информатику можно рассматривать как отрасль народного хозяйства фундаментальную науку прикладную дисциплину 28
Кибернетика это наука о принципах управления в различных Š : технич., биолог., соц.. Различия : Информатика в свойствах ĭ и аппаратно-программных средствах ее обработки Кибернетикав разработке концепций и построении моделей объектов с использованием ĭ подхода 29
Информатика HWSW Отрасль народного хозяйства Производство технических средств Производство программных продуктов Разработка ИТ Фундаментальная наука Методология создания ĭ - ĭ - обеспечения Теория ИС и ИТ Прикладная дисциплина Изучение закономерностей ĭ - в ĭ - процессах ĭ - Создание ĭ - моделей коммуникаций Разработка ИС и ИТ BW 30
Информатика как прикладная дисциплина изучает закономерности в ĭ процессах (накопление, переработка, распространение) создает ĭ модели коммуникаций в различных областях Ч деятельности разрабатывает ĭ Š и τ в конкретных областях и вырабатывает рекомендации для их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки Š, их производства, функционирования и т.д. 31
Задачи информатики исследование ĭ процессов любой природы разработка ĭ техники и создание новейшей технологии переработки ĭ на базе полученных результатов исследования ĭ процессов решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни 32