УО «Поставская государственная районная гимназия» Открытый урок в 6-м классе на тему «Имя прилагательное как часть речи» Подготовила: Россоха Л.Т. Учитель русского языка и литертуры 2009 год
План открытого урока в 6-ом классе по теме «Имя прилагательное как часть речи» 1.Теоретическая разминка (по цепочке) «10 вопросов по теме «Имя существительное». 2.Чтение диалога из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина по ролям. Обсуждение точки зрения героев. 3.Сообщение темы и цели урока. 4.Анализ текста «Странная ягода». Подбор к каждому прилагательному синонима (тот, кто сделает это первым, получает бонус). 5.Разгадывание загадок (солнце, клубок, арбуз); Работа с прилагательными: Определение грамматических признаков (круглый, зелёный); Морфемный состав (светлое, доброе); Словообразовательный анализ (маленький, кругленький). 6. Лексическая работа со словом красный (красное солнце, красное лето). 7. Определение синтаксической функции имён прилагательных. Синтаксический разбор (по цепочке) предложения «Красная площадь флаги полощет.» 8. Обобщение о прилагательном. 9.Самостоятельная работа по картине «Берёзовая роща» 10.Придумать и записать 8 словосочетаний с именами прилагательными. С одним из них придумать простое предложение.
Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет? Что объединяет существительные «задира», «неряха»? Согласны ли вы, что существительные «кукла» и «народ» одушевлённые? Почему? Относительно каких существительных мы употребляем словосочетания «строчная буква» и «прописная буква»? Я считаю, что слово «кенгуру» мужского рода. Вы согласитесь со мной? Почему? Вопросы по теме «Имя существительное»
Можно ли утверждать, что слово «путь» относится ко II склонению? Почему? Перед нами три существительных: «шпроты», «консервы» «губы». Какое среди них 3-е лишнее? Объясни. Правильно ли образованы формы Родительного падежа множественного числа существительных: «чулок», «носок», «солдатов». Согласитесь ли вы с таким построением предложения: «Молодая адвокат Петрова получила диплом с отличием.»? Что в этом учебном году нового ты узнал о существительном?
Чтение диалога по ролям (Митрофан и Правдин) В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина есть такая сцена: один из героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофана, что он знает по грамматике. Митрофан: Много. Существительна да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана неделя дверь стоит не навешана: так она покамест существительное. Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан: И ведомо.
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Цели урока: Углубить представления о роли прилагательных в речи, способах их образования; Расширить сведения о синтаксической функции прилагательного в предложении; Развивать способность речевого самосовершенствования учащихся.
Странная ягода Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает: - Это чёрная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому что ещё зелёная. О чём они вели разговор?
Отгадайте народные загадки Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. Маленький, кругленький, за хвост не поднять. Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит.
Какое значение имеет прилагательное «красный» во всех случаях в данной строфе? Красное солнце, Красное лето. Красная площадь Флаги полощет.
Итак, мы узнали о прилагательном: 1)Обозначает … 2)Изменяется по … 3)Выполняет синтаксическую функцию чаще всего … А теперь самостоятельная работа по картине.