К 135-летию со дня рождения русского и советского педагога
Станислав Теофилович Ша́цкий (1 июня октября 1934) родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Через восемь лет, в 1893 году, С.Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. В годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное педагогика.
В годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории. В августе 2003 года Правительство Калужской области учредило в память о выдающемся русском педагоге Станиславе Теофиловиче Шацком, жизнь и деятельность которого тесно связаны с Калужским краем, премии и стипендии им. С. Т. Шацкого. Школа 1 города Обнинска носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы установлен бюст выдающегося педагога.
Вторая часть сборника включает произведения относящиеся к советскому периоду общественно-педагогической деятельности С. Т. Шацкого и отражающие искания путей обновления школы.
Книги написанные учительницей 647-й московской школы, кандидатом педагогических Д. С. Бершадской в итоге многолетнего изучения трудов видного советского педагога С. Т. Шацкого, архивных документов, воспоминаний и других материалов. В данных работах освещается жизненный путь, педагогические взгляды и деятельность Шацкого.
"Когда мы говорим с детьми по поводу нарушения ими дисциплины, мы всегда даем им невольно понять, что они или кандидаты в преступники, или уже являются таковыми. В сущности же говоря, здесь вся вина или огромная доля ее лежит на нас, так как мы не выработали у ребят соответствующего механизма поведения и приемов". С.Т. Шацкий Издание рассказывает о воспитательной системе С. Т. Шацкого в 20 – 30 годы. Особое внимание уделяется трудовому и нравственному воспитанию, его роли в формировании духовной культуры учащихся.