ЛЕКЦИЯ 17 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ XIX – начале XX вв. Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ XIX – начале XX вв. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
Цель лекции: Ознакомить студентов с историей развития государства и права Российской империи в период буржуазных реформ XIX - начала XX вв. План лекции: Государство и право Российской империи в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (конец XVII - середина XIX вв.). Государство и право Российской империи в период перехода к буржуазной монархии. Социально-политическая ситуации на рубеже конца XIX – начала XX вв. Формирование буржуазной монархии. Право и правовая политика в период между гг. Изменение в государственном аппарате и чрезвычайные меры в хозяйственном управлении в годы 1 мировой войны. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 1. Государство и право Российской империи в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (конец XVII - середина XIX вв.) На рубеже XVIII-XIX вв.: феодальные отношения в абсолютистской России, стали основным тормозом развития производительных сил; наметился кризис феодально-крепостнической системы; медленно, но развиваются буржуазных отношений в стране. Наметилась некоторая активизация в развитии сельского хозяйства - за счет приме- нения более совершенных технологий отдельными прогрессивно настроенными и дальновидными помещиками. В первой половине XIX в. развивается промышленность, особенно горная, металло- обрабатывающая, текстильная и пищевая. Росла мелкая городская промышленность и промыслы. Шире стал применяться труд наемных рабочих, которые составляли 76,1 % от общего числа работающих в промышленности. Развитие капиталистических отношений и кризис феодально-крепостнической систе- мы сопровождались восстаниями крестьян и последовавшего восстания декабристов 1825 г. Внутреннюю ситуацию обострила война с Наполеоном, нанесшая существен- ный материальный ущерб, и принесшая крупные человеческие потери, но в то же вре- мя всколыхнувшая крестьянские массы участвовавшие в партизанском движении или в составе полков оказавшиеся за рубежом и впервые столкнувшиеся с иными социаль- ными отношениями. Осознавая опасность создавшейся ситуации и необратимость процесса социально- политического развития, царское правительство: ужесточало военно-полицейский режим; делало некоторые уступки зарождающейся буржуазии - предоставляя отдельные льготы купечеству и фабрикантам; учредило коммерческий банк, министерство коммерции, издало указ о вольных хлебопашцах и пр. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
Социальная структура общества в первой пол. XIX в. ДВОРЯНСТВО ДУХОВЕНСТВО ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ КУПЦЫ ЦЕХОВЫЕ МАСТЕРА МЕЩАНЕ (мелкие собственники) РАБОЧИЙ ЛЮД (по найму) ПОТОМСТВЕННЫЕ ЛИЧНЫЕ 1 гильдии 2 гильдии 3 гильдии КРЕСТЬЯНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УДЕЛЬНЫЕ ОБРОЧНЫЕ (с 1842 г.) ВОЛЬНЫЕ (с 1803 г.) ЧЕРНОЕ (монашество) БЕЛОЕ (приходское) ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Дворянство. Павел I в стремлении укрепить самодержавие отменил "Жалованную грамоту дворянству" 1785 г. и многие привилегии, в том числе: право подавать коллективные петиции лично царю; монопольное право работы в государственных учреждениях и судебных органах; дворянские собрания; иммунитет по отношению к телесным наказаниям и пр. Недовольство действиями монарха завершилось заговором и убийством царя. Причем участие в заговоре принимал его сын Александр. Александр I, унаследовав престол отменил все нововведения отца. Николай I: вновь несколько урезал права дворян (например право выезда заграницу или нахождение там, ограничивая срок 3 годами; после подавления восстания декабристов, он предоставил генерал-губернаторам широкие полномочия по надзору за дворянами; ограничил роль дворян в местном управлении; одновременно предоставил и ряд привилегий дворянству: разрешалось заниматься торговлей (1827), владеть фабриками и заводами (1827); доступ в сословие дворянства был существенно затруднен. Для получения потом- ственного дворянства, требовалось получить чин на гражданской службе 5-го класса, на военной – 8-го. Позже (1856) этот рубеж был осложнен еще на одну ступень. Духовенство. Правовое положение духовенства(белого и черного) не изменилось, за исключени-ем права выхода в иное сословие, получая при этом звание потомственных почетных граждан. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Крестьяне. Делились на казенных и крепостных (государственных и удельных). В 1803 г. вышел "Вольный указ" разрешавший помещикам за выкуп освобождать крестьян с наделением их землей и заключением сделки. Такие сделки утверждал царь (по Указу было освобождено всего 48 тыс. душ). В 1842 г. вышел указ "Об обязанных крестьянах" дающий право освобождать крестьян: без земли. Крестьяне по договору получали у помещиков землю платя в обмен оброк, обра- батывая помещичьи земли. и т.д. Рядом указов запрещалось продавать крестьян без земли (в Украине, Белоруссии и Литве), а также ограничивались размеры оброка и повинностей. Городское население. Жители городов делились на пять групп: почетные граждане (потомственные и личные), купцы трех гильдий, цеховые мастера, мещане (мелкие собственники) и работный люд (наемные). К числу потомственных почетных граждан относились купцы, промышленники, потомственные личные дворяне, священнослужители, художники, агрономы, врачи, артисты государственных театров и т.п. Личное гражданство имели лица, усыновленные почетными гражданами, окончившие училища и семинарии, артисты театров с 10-летним стажем. Все почетные граждане освобождались от телесных наказаний и имели ряд льгот. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ С целью укрепления самодержавия в начале XIX в. был проведен ряд реформ. По проекту Государственных преобразований М.М.Сперанского - "Ведение к Уложению государственных Законов» – предлагалось изменить государственный строй на конституционную монархию с выборностью и ответственностью чиновников, разделением властей, организацией Буржуазного суда, провозглашения законности и пр. Недовольство придворной аристократии проектом, вынудило императора выслать Сперанского в Н.Новгород, а потом в Пермь. В то же время Сперанским были не только подготовлены, но и внедрены некоторые реформы государственного управления. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ Руководил император Управлялись царскими чиновниками ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЕРХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯПОДЧИНЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ КОМИТЕТ МИНИСТРОВ (учрежден в 1802 г.) - состоял из всех министров и руководителей центральных ведомств, являлся совещательным органом при царе. Его решения имели силу только после утверждения царем (за исключением вопросов назначения пенсий, пособий и прочих мелких вопросов). Председательствовал в Коми- тете министров царь или назначенный им член Комитета. Функции: осуществлял надзор над государственным аппаратом, толковал законы, рассматривал дела затрагивавшие интересы ведомств. КАНЦЕЛЯРИЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА При Александре I заметной роли не играла. Зато при Николае II информировала о всех со- бытиях на основе докладов ведомств, через канцелярию доводили распоряжения царя. Дели- лась на четыре постоянных и ряд временных отделений. ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – выполняло личные поручения царя, и информировало о документах, Объявляло решения императора, ведала личным составом чиновников. ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – занималось кодификацией законов ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ – руководило тайной полицией и жандармерией. ЧЕТВЕРТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – ведало благотворительными учреждениями. МИНИСТЕРСТВО ДВОРА И УДЕЛОВ - обслуживало императора и членов императорской семьи. К органам верховного управления относились: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (учрежден в 1810 г.) совещательный орган при императоре из высших государственных чиновников назначаемых царем, плюс министры. Председательствовал - царь, либо назначенный им один из членов Совета. Обсуждал: проекты законов, вопросы войны и мира, введения чрезвычайного положе- ния, бюджет, отчеты министерств и ведомств, судебные и др. дела вынесенные царем на обсуждение. Решения Госсовета были только совещательными и силы не имели. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ К органам подчиненного управления относились: СЕНАТ - в начале XIX века делались попытки восстановить полномочия Сената. В 1802 г. ему были подконтрольны министры, но позже он вновь превратился в высший судебный и апелляци- онный орган. СИНОД – верховное учреждение по делам русской православной церкви, высший орган церков- ного суда. С 1817 г. вновь созданное министерство духовных дел стало контролировать Синод. КОЛЛЕГИИ (функции см. в лекции 11. Период Екатерины II) – должности президентов коллегий были преобразованы в должности директоров, которые играли заметное влияние. Присутствие коллегии являлось совещательным органом при директоре. МИНИСТЕРСТВА (созданы в 1802 г.). Первоначально их было 8, потом 11. Все вопросы реша- лись единолично министрами, обличенными широкими полномочиями. Министерства делились на департаменты во главе с директорами. К органам местного управления относились: ГУБЕРНИИ: ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ (ГРАЖДАНСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ) – функции остались прежние (см. лекцию 11). Подчинялись министру внутренних дел. ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ – совещательный орган при губернаторе. КАЗЕННЫЕ ПАЛАТЫ – осуществляли управление финансами на местах. Губернии делились на уезды во главе которых стояли НИЖНИЕ ЗЕМСКИЕ СУДЫ. Суд возглавлял ИСПРАВНИК, остальные 4-5 заседателей - выборные из дворян. УЕЗДЫ: ВОЛОСТИ: Уезды делились на волости, которыми управляли выборные волостные правле- ния во главе с волостным ГОЛОВОЙ, СТАРОСТОЙ и писарем. ГОРОДА: Управлялись ГОРОДНИЧИМИ и УПРАВАМИ БЛАГОЧИНИЯ. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Система управления полицией и жандармерией – не изменилась (см лекц. 11). В начале XIX в. были созданы жандармские части, разделенные на 10 жандармс- ких округов, округа на отделения. Отделение действовало обычно на территории 1-2 губерний. Вооруженные силы. С целью экономии денежных средств, по инициативе А.А.Арак- чеева создавались военные поселения в которых солдаты вели крестьянское хо- зяйство. В середине XIX военные поседения были упразднены. Судебные органы также не претерпели изменений. Развитие права Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XIX вошло в противоречие с феодальными законами XVII-XVIII вв. Николай I вместо составления новых актов, решил систематизировать предыду- щие. Эта работа была поручена комиссии под председательством Сперанского. Ре- зультатом их деятельности стало издание: - "Полного Собрания законов Российской империи" (1830) в 46 томах (законы изла- гались в хронологическом порядке - от Уложения 1649 до Манифеста ). - "Свод законов Российской империи" в 15 т. (подготовлен в 1832 г., а вступил в силу). В свод вошли только действующие законы. - "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" (1845). В свод законов были внесены отдельные положения буржуазного права, которые в целом не меняли его феодальной направленности. Прежде всего это касалось во- просов найма, обязательств и пр. Следует отметить, что впервые в Российском за- конодательстве было дано определение понятия права собственности. В ст.420 указывалось, что под правом собственности понималось право владеть, пользо- ваться и распоряжаться имуществом. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ Политический и экономический кризис в Российской империи середины XIX в. выявил все негативные черты застарелой консервативной крепостнической системы. Движение революционной демократии, выступления крестьян, нарастающий кризис власти, осознание отсталости от европейских государств (наиболее ярко проде- монстрированное в процессе Крымской войны), вынудили правящие круги, и в пер- вую очередь Александра II, вступившего на престол после смерти отца в феврале 1855 г., пойти на уступки - дать сверху крестьянскую реформу 1861 г., как осново- полагающую к целой серии буржуазных реформ х годов. Основные черты феодально-крепостнической системы: господство натурального х-ва; наделение производителя средствами производства и прикрепление к ним; личная зависимость крестьян от помещика; примитивная аграрная техника и технологии; сословное право частной собственности на землю; слабо развитая промышленность; форма управления - монархия, абсолютная монархия; сословные привилегии дворянства; военно-полицейский режим. Причины кризиса крепостнической системы: рост промышленности и товаро-денежных отношений; консервативность крепостничества и низкий уровень производства; несоответствие экономического развития страны – общемировому; выступления крестьян и движение революционных демократов и др.; поражение в Крымской войне; начало кризиса власти. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Подготовка проведения буржуазных реформ началась сверху: Главный комитет по крестьянскому делу подготовил проект реформы, который обсуждался в дворянс- ких собраниях в течении 1858 – 1859 гг. 19 февраля Александр II подписал "Манифест об отмене крепостного права" Следствием манифеста стало проведение целой серии буржуазных реформ: Крестьянская реформа предусматривала: предоставление юридической свободы крестьянам и право заниматься ремеслом и торговлей; сохранение помещичьего землевладения (на крестьянский двор полагалось от 3 до 10 десятин. В итоге – крестьяне получили на 1 млн. десятин земли меньше, чем обра- батывали до реформы); крестьяне обязывались к выплате компенсация за землю по завышенной (по срав- нению с рыночной) цене; по закону 1866 г. до окончания выплаты крестьяне несли повинность в пользу феодала - оброк. Реформы вызвали недовольство и целую серию восстаний. Их спад наметился только в 1863 г. - после сокращения платежей. Реформа образования – связана с потребностью промышленности в квалифици- рованных кадрах: в 1864 г. принято "Положение о начальных народных училищах" – предусматривало бесплатное начальное образование; создается сеть классических и реальных гимназий, открываются новые универси- теты; Финансовая реформа: в 1860 г. был образован Государственный банк; отменялась система винных откупов, а вместо нее вводилась акцизная система; бюджет принимался и одобрялся министерством финансов с последующим утверж- дением в Государственном Совете и обязательным опубликованием; с 1887 г. отменялась подушная подать, которая была заменена государственным налогом, исчисляемым со всех земель, кроме казенных. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Военная реформа: (1874), фактически началась уже с 1861 г.: в 1874 г. принят Воинский устав, объявляющий всеобщую воинскую повин-ность для лиц достигших 21 г. (рекрутчина отменялась), для податных сословий - с 20 лет; на воинскую службу зачислялись по жребию, остальные записывались в ополчение; не призывались на службу лишенные прав состояния, население Туркестана, му- сульмане Терской и Кубанской областей, степные казахи, инородцы Тавропольской губернии; предоставлялись льготы - единственному способному к труду сыну при нетрудо- способных родителях, вдове, сестрах и малолетних, сиротах; внуку при дедушке и бабушке, не имеющих сына пр. срок службы ограничивался: сухопутных войсках - 6 лет (запасе 9); на флоте - 7 (плюс 3 в запасе); с образованием не ниже 6 кл. - служили 2 года, с высшим обра- зованием - зачислялись в вольноопределяющиеся; для казаков вводилась бессрочная и поголовная воинская повинность; офицерский состав подбирался из числа дворян, окончивших кадетские корпуса; по реформе 1874 г. - верховным главнокомандующим объявлялся император. Ему подчинялось: Военное министерство, Военный совет, Главный военный штаб, Глав- ный военный суд; создавались управления: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-ме- дицинское, военно-учебное, казачьих дел и пр. армия состояла из пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных, запасных, резерв- ных и крепостных войск, плюс частей вспомогательного назначения. Земская реформа (1 января 1864 г.): в губерниях создаются земства (органы местного самоуправления) – занимались решением местных вопросов: здравоохранения, образования, агрономической помо- щи, благотворительная деятельность и пр. за счет средств получаемых с общин. На- ходились под полным контролем государственных чиновников; ведущее место в земствах, в результате трехступенчатых выборов и прямого назна- чения принадлежит помещикам; положительная сторона – впервые был открыт путь к управлению крестьянами (че- рез трехступенчатые выборы). ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Городская реформа 1870 г.: сословные думы были заменены городскими думами, выборы в которые проводи- лись на основе имущественного ценза и ценза оседлости; в функции дум входило: организация городского хозяйства, благоустройство; благо- творительная деятельность, здравоохранение и образование, организация местной торговли и местной промышленности; как и земства, думы контролировались царскими чиновниками, которые непосред- ственно назначались в их состав. Прогресс - в ликвидации сословного управления. Судебная реформа 1864 г. (наиболее прогрессивная): вводился по европейскому образцу суд присяжных выносивших решение о винов- ности; предусматривалась гласность и состязательность (адвокаты) процесса; независимость судей от администрации (окружные судьи – утверждались импера- тором, мировые - Сенатом. Увольнялись по суду или собственному желанию); суд получил право толковать законы; создается институт присяжных поверенных и частных поверенных (адвокатуры); Соответственно, судебная реформа привела и к реформированию законода- тельства. РОЛЬ реформ: открыт путь капиталистическому развитию в стране; созданы предпосылки к созданию буржуазной монархии; частично введены демократические свободы. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Одновременно было проведено реформирование полиции, приведшее к расшире- нию ее полномочий: в 1862 г. – осуществлено объединение уездной и городской полиции. (городская ми- лиция сохранялась в Губернских и наиболее крупных уездных городах); в составе министерства внутренних дел создается департамент полиции, которому были переданы дела 3-го отделения царской канцелярии (канцелярия была упразд- нена в 1880 г.), а также департаментов государственной и исполнительной полиции; шефом корпуса жандармерии становится министр МВД; увеличилось число полицейских и жандармских частей; образован корпус сельской стражи (содержащийся на 1/2 за счет средств местных помещиков); жандармерией ведали: главное управление жандармерии в составе МВД, штаб жан- дармерии, губернские, областные, уездные управления жандармерии, крепостные и портовые управления, отделения по охране общественной безопасности, 3 жандармс- ких дивизиона (в Москве, Петербурге, Варшаве); жандармам предоставлено право следствия по политическим делам (1881) и право ареста всех лиц внушавших подозрение, устраивать обыски в любое время и в любом помещении (Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общест- венного спокойствия, 1881 г.); при объявлении чрезвычайной охраны МВД и жандармские власти получали право отстранять от службы любых должностных лиц, чиновников (кроме 1-3 класса), закры- вать учебные заведения, передавать дела в военный суд. По данному Положению вводилось Особое совещание при министре МВД, являвшееся внесудебным органом, принимавшим решения в административном порядке. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА РУБЕЖЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ФОРМИРОВАНИЕ БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ. Время рубежа XIX - XX вв. в России характеризуется новым нарастающим прави- тельственным (политическим) кризисом. Причины: половинчатость реформ второй половины XIX в. феодальные пережитки; консервативные традиции; великодержавный принцип внутренней политики; ориентация органов управления на укрепление власти императора; Резкие экономические изменения связанные с буржуазными реформами привели к нарастанию социальной напряженности, которые сводились к следующему: конфликт между помещичьими и крестьянским секторами экономики (община не могла сдержать дифференциации крестьянства); стремление буржуазии к управлению государством и ведущей роли в обществе; юридическое и политическое бесправие, тяжелое социальное положение рабочих. развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, финансов, сырья, рабочей силы требовали изменения политической и государственной системы. сопротивление консервативных сил в высших эшелонах власти проведению бур- жуазных реформ. Положение усложнялось поражением в войне с Японией. Непосредственным поводом к началу революции стал расстрел демонстрации рабочих 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») Под влиянием революционной ситуации в стране, императором и правительством предпринимаются попытки нового реформирования: В феврале 1905 г. вышел Указ правительства, разрежающий населению подавать проекты усовершенствования государственной системы. Выступления студентов, начавшиеся еще в 1898 г. были направлены против нового Устава 1884 г., ограничивающего автономию ВУЗов – привели к изданию «Временных правил о студенческих учреждениях» 1901 г. (право создавать кружки, студенческие кассы взаимопомощи и пр.) и восстановлению автономии ВУЗов в 1905 г. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Под давлением растущего забастовочного движения среди промышленных и сельхоз- рабочих, а также крестьянских бунтов (в 1901 г стачек, 1903 г., 1905 г. - всеобщие забастовки рабочих), создано «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной про- мышленности» с целью облегчить выход крестьян из общины, передачи подворной в личную собственность и т.д. Манифестом 1903 г. было обещано отменить круговую поруку, но еще сохранялись общины и неотчуждаемость земли. В ответ на требование земств о предоставлении им более широких прав самоуправ- ления, политических прав и свобод, в декабре 1904 г. объявлен Манифест, по которому обещан ряд уступок: уравнять крестьян в правах с иными сословиями, уравнять в правах евреев и раскольников, обеспечить самостоятельность суда и ограничить действие исключительных законов. В то же время претензии земств на участие в рабо- те Государственного Совета было отвергнуто. Неэффективные реформы не могли остановить ход революции. Летом 1905 г. часть многочисленных профсоюзов объединилось в "Союз Союзов«, который выдвинул требования демократических преобразований и созыва Учредительного собрания. В Москве возник Всероссийский крестьянский союз (под влиянием эсеров), ставший орга- низатором серии крестьянских бунтов. В Петербурге – создается Совет рабочих депу- татов, который руководил стачечным движением. Под давлением революционных масс, правительство приступило к подготовке более радикальных реформ: В мае 1905 г. комиссия во главе с министром внутренних дел А.Г.Булыгиным, представила проект создания нового законодательного органа в Совет министров - Государственной Думы. 6 августа 1905 г. царем был утвержден акт об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах. Предполагалось: проводить выборы по куриальной системе (сословные и имущест- венные критерии): курии землевладельцев, горожан, крестьян. Следующий принцип: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ в уездах избирают выборщиков на губернские собрания Для КРЕСТЬЯН вводится четырехступенчатая система избрания губернских выборщиков (сельский сход волостной сход уездный съезд уполномоченные от волостей. В губерниях выборы проводятся по КУРИЯМ, где определяется число ДЕПУТАТОВ в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ В крупных ГОРОДАХ депутатов в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ избирали на городских собраниях Во всех случаях учитывался имущественный ценз, ценз оседлости и правоспособность. В связи со всеобщей стачкой и началом вооруженного восстания в ряде городов осенью 1905 г., бойкотированием выборов левыми силами - выборы в Булыгинскую Думу не состоялись. По проекту Закона (подписанного императором ) ДУМА представляла собой нижнюю палату, пленум, а ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – верхнюю палату. За Думой закреплялось право законодательной инициативы и запроса. Закон имел силу, а им- ператор имел право его утвердить, только при поддержке большинством депутатов Государственной Думы и членов Государственного Совета (однако, этот закон в силу так и не вступил). 17 октября 1905 г. императором был объявлен Манифест, положивший начало буржуазному конституционализму в России. Манифест провозглашал введение гражданских свобод; создание законодательного органа – Государственной Думы. Закон от 23 апреля 1906 г. закрепил двухпалатную систему, но сохранял широкие права императора. Законодательная власть принадлежала Государственной Думе, Государственному Совету и императору. Структура Государственного Совета в фев- рале 1906 г. была преобразована - общее собрание, два департамента, два присут- ствия и канцелярия. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ В 1905 г. на основании акта "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений" произошла реорганизация СОВЕТА МИНИСТРОВ, созданного еще в 1861 г. Он стал постоянно действующим правительственным орга- ном. На него возлагалась задача направления деятельности различных ведомств в сфере законодательного и государственного управления. Председатель Совета Министров и министры назначались царем и перед ним были ответственны; Все законопроекты и проекты административного распоряжения, прежде чем посту- пить на подпись императору, рассматривались Советом Министров. В отдельных случаях законопроекты могли обсуждаться Советом Министров, минуя законодательные палаты и поступали на утверждение как акты верховного управ- ления или в форме чрезвычайных указов. На Совет Министров возлагалось исполнение государственного бюджета утвержден- ного Думой. Совету Министров передавались частично функции упраздненного в 1906 г. Коми- тета министров (частично переходили Государственному Совету); Ряд министерств (МВД, военное, морское, Комитет финансов, удельное и др.) мог- ли обращаться к императору для рассмотрения дел, минуя обсуждение в Совете Ми- нистров. В числе иных изменений: постепенно теряет влияние Сенат и все более подчиняется Министерству юстиции. департамент полиции и отделения жандармерии фактически вышли из подчинения МВД. В процессе революции возрастает роль полиции и четвертого отделения, осу- ществлявшего надзор за рабочим движением и политическими организациями. В 1906 г. в составе Корпуса жандармов создано Управление полицейской стражи. в 1906 г. создано Управление по делам печати (вместо цензурных органов). в 1905 г. учреждено министерство торговли и промышленности в которое вошел Страховой совет. В составе Главного управления землеустройства и земледелия действовал Комитет по землеустройству (осуществлял аграрные реформы) и Переселенческое управление. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Изменения претерпела и система местного управления: поведена децентрализация органов политического сыска (созданы окраинные отделения вместо районных); в охранных отделениях МВД созданы регистрационные отделения и создавались присутствия по регистрации обществ. местные цензурные органы преобразовывались в комитеты по делам печати. Закладывались основы буржуазной монархии: С 1906 г. губернское земское собрание получило право избирать 1 члена Госу- дарственного Совета. С 1912 г. уездные земские собрания получают право избирать мировых судей (данное право было упразднено в 1889 г.) и восстанавливались мировые суды (ликви- дировался институт уездных начальников). При местных органах управления создаются различные комиссии, комитеты, сове- ты и пр. С 1895 г. предусматривалось учреждение кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, волостных банков и касс. В 1987 г. принят Примерный устав потребительских кооперативных обществ (в 1908 г. - в Москве состоялся 1 кооперативный съезд). В 1898 г. издаются уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ (в 1912 г. в Петербурге состоялся 1 съезд кредитной и сельхозкооперации). ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Земское движение. Не смотря на противодействие правительственных органов и ограничение дея- тельности земских органов самоуправления - расширяется их активность. В 1879 г. в Москве земский съезд образовал "Общество земского союза и самоуп- равления (Земский Союз). После убийства в 1881 г. Александра II, Земский Союз сформулировал свои принципы: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ отрицание правительственного и революционного террора; децентрализация государственного управления; создание центрального народного представительства (Гос.Дума); упразднение самодержавия. В 1902 г. на базе земских учреждений возник Союз Освобождения, который в 1904 г. сформулировал свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима (с 1905 г.- требование замены самодержавия свободно-демократическим строем; право наций на самоопределение, политические и демократические реформы; предоставление гражданских прав и свобод (с 1905 г.); недоверие правительственным учреждениям (с 1905 г.). В мае 1905 г. в Москве образовался Союз Союзов. Все съезды земств требовали создания представительного центрального органа Государственной Думы, избирае- мой путем всеобщего, равного и тайного голосования. Либеральная часть земского движения, прежде всего буржуазии, предусматривала введение изменений эволюци- онным путем с целью реформирования существующего строя. Левое крыло – перво- начально, считало эффективным путь блокады (финансовой, исполнительной и пр.). С 1904 г. среди левого крыла земского движения проявляется тенденция к сращи- ванию с революционными организациями: поддержка студенческого движения, аг- рарных беспорядков, оправдание террора. С избранием в 1904 г. Министром внутренних дел кн. Святополк-Мирского – земс- кие учреждения взяли курс на сотрудничество с правительством. В 1904 г. Земский Съезд сформулировал требования преобразований: неприкосновенность личности; свобода вероисповеданий и печати; политическое равноправие граждан и расширение личных прав для крестьян; расширение полномочий местных органов самоуправления; создание органа народного представительства для взаимодействия с государст- венной властью. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Правительственными учреждениями началась подготовка законопроектов по реформированию, но мешало противодействие консервативных сил и радикального крыла. В 1905 г. (после расстрела рабочей демонстрации 9 января, поражения в войне с Японией и ряда террористических актов) начался раскол земского движения: - часть ориентирована на реформы и союз с правительством; - часть на поддержку революционных сил. Преобладало радикальное крыло, которым на очередном Съезде земств в июне 1905 г. был одобрен проект Конституции и принято решение бойкотировать булы- гинскую Думу (предусматривалось создание законосовещательного, а не законода- тельного органа). Принято воззвание к народу оказать властям пассивное сопротив- ление. Основные политические партии и объединения: Лево-буржуазное крыло: Конституционно-демократическая партия (Кадеты) возникла в сентябре 1905 г. на съезде земских и городских деятелей. Программа утверждена в октябре того же года и сводилась к следующему: создание двухпалатного парламента; вторая палата должна состоять из представителей органов местного самоуправ- ления; исключительное право Парламента санкционировать законодательные акты и бюджет. восстановление судебных уставов 1864 г. и устранение вмешательства админист- рации в судебные дела; отмена смертной казни; отмена выкупных платежей для крестьян; введение единого прямого налогообложения; отчуждение за плату государственных и частновладельческих (выкуп государст- вом) земель и передача их производителям; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ право на забастовку; создание выборных инспекций труда для рабочих; введение 8 часового рабочего дня; запрет ночного и сверхурочного труда; введение государственного страхования; введение уголовной ответственности за нарушение законов о труде; создание примирительных комиссий с включением предпринимателей и рабочих для разрешения споров. Умеренно-прогрессистская партия - близка к кадетам. Но: настаивала на неприкосновенности верховной власти императора; ответственности министров перед народными представителями; сохранении цельности государства при самостоятельности местного самоуправ- ления; отрицала автономию и федеративное устройство; выступала против установления 8-часового рабочего дня. Всероссийский торгово-промышленный союз. - близка к кадетам. выступал за единую империю с конституционным монархом и Кабинетом минист- ров, опирающимся на большинство Думы. Содружество торгово-промышленных классов и их представительство во всех общественных организациях, Государствен- ной Думе и правительственных учреждениях. Право-буржуазное крыло: Союз 17 октября (октябристы). - ориентирован на положения Манифеста 17 ок- тября и сильную власть способную вывести из кризиса. Пропагандировала: сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства; образование конституционной монархии с народным представительством; всеобщее избирательное право; отмену административной опеки над крестьянами и отмену исключительных положений; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ создание земельного фонда из государственных и удельных земель; включение общинных земель в гражданский оборот; организацию социального обеспечения и страхования рабочих; разрешение регулируемых законом стачек; создание бессословных земств; создание выборной местной юстиции и невмешательство администрации; освобождение предпринимательства от правительственной опеки. Партия правового порядка - близка к октябристам. отстаивала сильную власть и неделимую Россию; отвергалась автономия; провозглашалось равноправие всех граждан; наделение крестьян землей с компенсацией владельцам; для крестьян - налогообложение и переход от общинного владения к личному; для рабочих - забота о возможном сокращении рабочего дня и страхования. Партия монархистов-конституционалистов (царистов) - близка октябристам: сохранение монархии; переход общинного землевладения к подворному; реорганизация крестьянского банка; выступала против образования государственного земельного фонда; поощрение национализма и землячеств; антисемитизм; организация судов чести; невозможность равного, прямого и тайного избирательного права на начальном эта- пе. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Крайне-правое крыло Черносотенцы: В мае 1906 г. состоялся 1 съезд уполномоченных дворянских обществ, который избрал Постоянный совет объединенных дворянских обществ (т.е. координационный центр). Данный орган и иные крайне правые партии были ориентированы на рос- сийский шовинизм и сохранение самодержавия в неизменном виде. С 1905 г. появляются национально-патриотические союзы, общества, братства, ли- ги, дружины и пр. В ноябре 1905 г. формируется Союз русского народа (объединил ряд черносотенных организаций). Он управлялся Главным советом и имел на местах местные органы, поддерживался правительственными и церковными органами, а также Патриотическим содружеством рабочих и др. Левое крыло: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) В 1898 г. представители Союза борьбы за освобождение рабочего класса, Рабо- чей газеты и Бунда провели 1 съезд в Минске на котором провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии. В 1903 г. произошел раскол партии на большевиков – РСДРП (б) и меньшевиков - РСДРП (м). Приняты Прог- рамма и Устав партии. Программные цели: самодержавие расценивалось как пережиток и противник народа, следовательно целью являлось свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию. создание однопалатного законодательного собрания на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права; выборность судов; создание промысловых судов из представителей рабочих и предпринимателей; замена вооруженных сил всеобщим вооружением народа; отделение церкви от государства. интернационализм; установление прогрессивного подоходного налога;
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ установление 8 часового рабочего дня; установление уголовной ответственности предпринимателей за нарушение охраны труда; запрещение штрафов на производстве; отмена выкупных платежей крестьян за землю и возмещение выплаченных за счет передачи монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих; конфискация монастырских, церковных, удельных, частновладельческих земель с передачей ее местным выборным органам самоуправления; право отчуждения земли крестьянами; право суда снижать крестьянам арендную плату за землю. Социал-революционеры (эсэры): В 1901 г. возникла Партия социалистов-революционеров (преемница Народной Во- ли). Ее лозунг - "Социализация земли", метод достижения цели - террор. Программные цели: создание демократической республики с широкой автономией областей или всеобщим избирательным правом; замена армии ополчением; установление минимума зарплаты; государственное страхование; передача всей земли в общинное владение и распоряжение; экспроприация и конфискация монастырских, дворцовых и частных земель; развитие кооперации и общественных служб (медицина, образование); выступали против идеи создания "государственного социализма"; свержение самодержавия и созыв Земского (Учредительного) собрания; федеративное устройство государства; использование референдумов в законодательстве. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Народно-социалистическая партия (близка эсэрам) преследовала цели: создание народного государства; обобществление средств производства; учреждение социалистического общественного распределения; наделение местного самоуправления с широкими правами; учреждение однопалатного народного представительства; выборность судов. Радикальная партия (между эсэрами и кадетами). В своей программе предпо- лагала: выборы однопалатного парламента и создание "Соединенных штатов России" (политическая и административная автономия) созыв Учредительного собрания; право рабочих надзирать за условиями труда; обеспечение минимальных социальных программ; экспроприация государственных, монастырских и церковных земель; изъятие с возмещением излишков частновладельческих земель; установление максимального размера частновладельческих земель; замена армии милицией. Партия свободомыслящих (наиболее правое течение среди левых партий). Цели: единение всех партий на платформе проведения "общегуманных и общеклассовых реформ"; сохранение монархии с создание представительных органов правления; при выборах ограничение цензом оседлости; создание автономий для слаборазвитых народностей; возврат к судебной реформе 1864 г.; сглаживание неравенства при распределении доходов; ограничение монополий в производственной сфере; создание бюро и третейских судов для посредничества между рабочими и предпринимателями; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ экспроприация удельных и монастырских земель; экспроприация с возмещением частновладельческих земель; создание государственного фонда земель и передача ее на правах аренды; сохранение крестьянской общины; развитие кредитной системы; отрицание идеи республики и диктатуры. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905г. и 11 декабря 1905 г. Как мы упоминали, по первоначальному проекту, закрепленному Манифестом 6 августа 1905 г. Государственная Дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе цензового представительства от 3 курий. (т.н. «Булыгинская дума»). Но под давлением революционных событий проект был пересмотрен. 17 октября 1905 г. был принят Манифест об усовершенствовании государствен- ного порядка, провозгласивший: свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательное утверждение Государственной Думой всех законов. Манифест позволил легализовались многочисленные политические партии и общества. При разработке нового избирательного закона - планировалось сохранить двух- ступенчатую систему выборов по куриальной системе без особого представи- тельства рабочих. 11 декабря 1905 г. (после разгрома восстания в Москве), был издан Указ об из- менении положения о выборах в Государственную Думу. В соответствии с Указом: избирательное право предоставлялось мужчинам в возрасте старше 25 лет кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников; выборы должны были проводиться по 4 куриям, таким образом сохранялось неравенство; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ депутаты избирались избирательными собраниями состоящими из выборщиков от каждой губернии и крупных городов; контроль за выборами возлагался на чиновники в составе губернских и городских комиссий по делам о выборах. В составе МВД создавалось делопроизводство по выбо- рам, руководившее деятельностью этих комиссий. Указом предусматривались следующие курии: Землевладельцы - с полным земельным цензом 150 десятин - непосредственно избирали выборщиков от губернии в уездных съездах землевладельцев. Мелкие землевладельцы избирали выборщиков в уездный съезд по одному на полный ценз. Городское население (3-х ступенчатые выборы): малые города избирали выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города - избирали наравне с губернскими. Крестьяне (4-х ступенчатые выборы) – избирали представителей на волостной сход - потом на уездный съезд, и после того на губернское избирательное собрание. Рабочие (3-х ступенчатые выборы) - избирали съезд уполномоченных, избранные выборщики избирали представителей в губернские собрания или собрания в крупных городах. 20 февраля 1906 г. императором был утвержден Акт об учреждении Государственной Думы и Положение о Государственном Совете. Компетенция Думы (нижней палаты): предварительная разработка и обсуждение законопроектов; утверждение государственного бюджета и заслушивание государственного контролера по исполнению бюджета; обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и утверждении акционерных обществ; Дума избиралась на 5 лет; депутаты неподотчетны избирателям, могли отстраняться Сенатом; Дума могла распускаться досрочно по решению императора; с законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Компетенция Государственного Совета (верхняя палата): имел равные права с Думой; рассматривал, утверждал и передавал императору законопроекты утвержденные Думой; по составу: 1/2 состава Совета были выборными членами (98 мест - от духовенство, Академии Наук, университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли, про- мышленности; 1/2 - назначенные императором (98 мест) - из числа высших государст- венных чиновников; председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором; Кроме того в гг. императором был утвержден ряд Временных правил: "О повременных изданиях", "Для непериодической печати", "Об обществах и союзах", "О собраниях", которые действовали до 1917 г. 23 апреля 1906 г. Николаем II (до избрания Думы) были утверждены Основные государственные законы (своего рода дарованная Конституция). оговаривалось изменение Основных законов только по инициативе императора; были сформулированы основные гражданские права и свободы (неприкосновен- ность жилища и собственности, свобода перемещений, выбора профессии, слова, пе- чати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и пр.) императору - по прежнему принадлежит верховная самодержавная власть (но не неограниченная) и власть управления; законодательная власть принадлежала императору совместно с Государственным Советом и Государственной Думой; в перерывах между сессиями Думы и Совета император по представлению Совета Министров мог принимать указы законодательного характера с последующим утверж- дением Государственной Думе и Государственном Совете в течение 2-х месяцев (если закон не получал поддержки, то терял силу); не подлежали обсуждению Государственной Думой и Государственным Советом во- просы о платежах по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о госзаймах; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ срок деятельности Думы определялся - 5 лет, но она могла быть распущена импе- ратором досрочно; определялась компетенция Думы (см. выше); император получал право вето на предложенные законы, но право Думы вновь возвращаться к обсуждению законопроекта; в чрезвычайных обстоятельствах правительство имело право издания указов между сессиями Думы (не касающиеся изменения Основного Закона, законов о Государственной Думе и Государственном Совете); исполнительная власть оставалась за императором, министры ответственны только перед ним. 1 Государственная Дума была избрана весной 1906 г. и просуществовала всего 72 дня. 8 июня 1906 г. она была распущена. По своему составу Дума оказалась либе- ральной (при лидерстве кадетов), в то время как Государственный Совет – консер- вативен. Вопросы поставленные 1 Думой: отмена исключительных законов, принуди- тельное отчуждение частновладельческих земель, амнистия политзаключенных, от- мена смертной казни и пр. Государственный Совет - затормозил Закон о земском самоуправлении на окраинных губерниях, воспрепятствовал восстановлению во- лостных земских учреждений. Основной конфликт разгорелся между Думой и прави- тельством по аграрному вопросу (по принудительному отчуждению частновла- дельческих земель.). Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требо- вала создать коалиционное правительство с представительством лидеров фракций Думы. 2 Государственная Дума - начала работу в феврале 1907 г. Просуществовала 102 дня. 3 июня 1907 г. была распущена. По своему составу оказалась еще более левой, так как на фоне затухающей революции левые партии приняли участие в выборах, надеясь использовать заседания думы как трибуну и для проведения социально- политических реформ. Премьер-министром П.А.Столыпиным был представлен на обсуждение Думы ряд изданных указов и программа правительства: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Указ об уравнении крестьян с другими сословиями Указ о праве крестьян закреплять за собой наделы и превращать их в личную собственность Закон о военно-полевых судах (август 1906) - его действие прекратилось весной 1907 г. не был представлен на обсуждение. По нему уже было казнено около 700 чел. Программа правительства сводилась к следующему: предоставление крестьянам равных прав и принятие нового порядка землеуст- ройства; создание бессословной самоуправляющаяся волостной системы в качестве мелкой земской единицы; проведение реформы местного управления и суда - передача власти мировым судьям избираемым населением; легализация профсоюзов и экономических стачек; школьная и финансовая реформы; введение подоходного налога. Думе было сообщено о подготовленных правительством законопроектах о свободе совести, веротерпимости, неприкосновенности личности, предварительным след- ствии по политическим делам (о передаче их судам жандармерии), новый Уголовный кодекс, полицейский устав, проект создания административных судов и института уездных начальников. Дума отнеслась отрицательно к программе правительства. Поводом к роспуску 2 Думы послужил отказ депутатов разрешить арест членов думской фракции социал-демократов по обвинению в связях с «военной органи- зацией» РСДРП. Государственный переворот 3 июня 1917 г. и новый избирательный закон. 3 июня 1907 г. – был объявлен Манифест о роспуске Думы. Одновременно в нарушение Манифеста от г., императором был подпи- сан и объявлен Новый избирательный закон. По нему: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ сокращено представительство в Думе от окраин: европейская Россия получила 403 места; азиатская – 15; от земледельческой курии - число выборщиков возросло до 50% (был 31%, тем самым увеличилось число консервативно настроенных помещиков и иных крупных землевладельцев); городская курия разделена на две: цензовую (владельцы недвижимости) - более 50% депутатских мест, и городских выборщиков; отдельное городское представительство сокращалось с 27 до 7 городов; при выборах должен был проходить хотя бы один представитель от курии. В 6 про- мышленных губерниях – предусматривалось не мене 1 представителя от рабочих. В итоге - новая дума в основном оказалась представлена октябристами (правыми) 3 Государственная Дума рассмотрела ряд законопроектов: Указ г. – предоставляющий право крестьянам по желанию закреплять участки общинной полевой земли в личную собственность. Закон г. "Об изменениях и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении" г. - Положение о землеустройстве (регулирующих работу землеустро- ительных комиссий). В 1912 г. Закон о социальном страховании рабочих (при потере нетрудоспо- собности от несчастных случаев, пенсии уплачивались владельцами предприятий, для выплаты пособий по болезни создавались "больничные кассы" на взносы рабо- чих и предпринимателей). Закон о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях (был отклонен Государственным Советом). В 1912 г. - Закон "О преобразовании суда в сельских местностях" (возобновление мировых избираемых судей). В 1910 г. - Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и поста- новлений общегосударственного значения", позволяющий вмешиваться во внут- ренние дела Финляндии. В 1912 г. - Закон о выделении из состава Польши новой губернии и Закон о введе- нии земств в западных губерниях (имевший националистическую окраску).
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ После неоднократных покушений, в сентябре 1911 г. П.А.Столыпин был убит анархистом. Осенью 1912 г. истекли полномочия 3 Государственной Думы. 4 Государственная Дума была избрана осенью 1912 г. (председатель Думы - Родзянко.) Первоначально Дума поддержала правительство по поводу начало войны с Герма- нией и Австрией. Однако, уже в 1915 г. наметился ее раскол по данному вопросу. Дума требовала создать Правительство общественного доверия и ввести его отчет-ность перед Думой. В августе 1915 г. император принял на себя верховное главнокомандование армией и переехал в Могилев. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок из 3/4 депутатов требо- вавших создать правительство общественного доверия и предоставить амнистию политзаключенным. Под давлением Думы в 1916 г. сменилось три председателя пра- вительства, но Дума требовала отставки его всего. 25 февраля (по старому стилю) 1917 г. император издал Указ о роспуске Государст- венной Думы, но 27 февраля депутаты создали Временный комитет Государственной Думы - на его основе после Февральской революции было создано Временное правительство. 3. ПРАВО И ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД 1905 – 1917 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина Реформе предшествовали указы: Апрель 1905 г. - Указ "О даровании населению облегчений по уплате долгов" - освобождение от уплаты недоимок по продовольственному сбору, аннулировались долги по ссудам на продовольствие. Май 1905 г. - Указ "Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Глав- ного управления землеустройства и земледелия" (должен был осуществлять общее руководство земельными делами и кредитом, заслуживать отчеты земельных бан- ков). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Ноябрь 1905 г. - Манифест об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского населения. Ноябрь 1905 г. - Указ "Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян" - уменьшал выкупные платежи на 50%, с января 1907 г. - вообще их отменял. Ноябрь 1905 г. - Указ "Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию и увеличению площади землевладения малоземельных крестьян" - кредитование и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей поступивших в банк. Август Указ "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования" - отчуждение арендованных крестьянами земель по средней цене (устанавливалась комиссиями), кроме земель занятых ценными строениями, церквями, школами и др. необходимым для нужд населения. Сентябрь 1906 г. - Указ "О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участ- ков" - включались все свободные земли после заселения их старожилами. Пересе- ленцы на эти земли получали ее в постоянное пользование, облагались оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных зем- лях. Казначейство компенсировало Кабинету денежную стоимость земли. Октябрь Указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обыва- телей и лиц других бывших податных сословий" - единые права всех податных в от- ношении госслужбы (кроме инородцев). Отменялся порядок исключения крестьян из сельского общества в случае перехода на государственную службу, при окончании учебных заведений, получении ученой степени и пр. Оставаясь в составе общества крестьяне могли вступать в иные общества, а безземельные без согласия общества вообще уходить из него. Право свободно выбирать место жительства - т.е. или по месту приписки или по месту нахождения их собственности или службы. Паспорта выдавались волостными органами, а во втором случае полицейскими. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Отменялась подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки, отменялось привлечение к обществен- ному труду, ограничивалась подведомственность волостному суду. Отменялось подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских судов могли отменяться уездным съездом по представлению земского начальника в случае противоречия закону. Отменялся порядок семейных разделов по решению общины, запрещалось обя- зывать векселями безземельных крестьян. Расширялись их избирательные права. Столыпинский Указ "О дополнении некоторых постановлений...» от г., предусматривал: свободный выход крестьян из общины и закрепление земли в собственность в любое время; при этом сохранялись все участки земли последнего передела включая общин- ные угодья; выделяло участок сельское общество. Решение должно было приниматься в тече- ние месяца, иначе - решением земского начальника. Крестьянин имел право требо- вать сведения всех участков воедино или денежной компенсации. споры по земельным делам рассматривал уездный съезд. подворное землевладение закреплялось на основе имеющихся документов: кре- постных актов, записи крестьянских учреждений, решений судов и пр. Переход всего общества к отрубной системе решался при 2/3 голосов. Финансирование реформы обеспечивал Указ "О выдаче Крестьянским поземель- ным банком ссуд под залог надельных земель" - ноябрь 1906 г. отменялся запрет отдавать земли под залог частным лицам или обществам; залог разрешался под ссуды Госбанка. Крестьяне-владельцы и общества могли быть клиентами банка; банк выдавал целевые ссуды на приобретение земли, при уплате за наделы, для улучшения землепользования, при переходе к подворному землепользованию (выход из общины), переселении на хутора, отводе земли в одном месте; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ по закону 1910 г. разрешалось выделение земель в наследственные наделы при сохранении собственности общины на ее недра; по закону 1911 г. могла по необходимости ликвидироваться чересполосица кресть- янских наделов даже без согласия их владельцев или арендаторов (кроме земель усадебных, с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники). определялся порядок работы землеустроительных комиссий и решения споров. Иные законодательные изменения: Цензура. Четыре указа гг. - регламентировали вопросы об издательст- вах: отменялась цензура, издательства регистрировались в губернаторствах, закрыть или наложить арест на отдельные издания можно было только при нарушении уго- ловных законов по суду. Чрезвычайное законодательство. Рядом Указов и Мнений Государственного Сове- та гг. предусматривалось усиление санкций за сопротивление предста- вителям власти и должностные преступления. Эти дела передавались в окружные суды, судебные палаты, департаменты Сената и Верховного уголовного суда. В августе 1906 г. Совет министров принял "Положение об учреждении военно- полевых судов»: военно-полевые суды вводились в местностях, находящихся на во-енном положении или на положении чрезвычайной охраны; суды учреждались генерал-губернаторами и главнокомандующими; предусматривался закрытый судебный процесс в течение не более 2 суток; приговор суда объявлялся окончательным и приводился в исполнение в течение 1 суток; суду подвергались военные и гражданские лица. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ В период декабрьского восстания 1905 г. был принят Указ "О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях имеющих общественное или государственное значение". Указ предусматривал: наказания лишением свободы на срок от 8 месяцев до 1,5 лет; за участие в преступных сообществах срок заключения увеличивался до 4 лет. зарплата в период забастовок не выплачивалась; пострадавшим от забастовки выплачивалась компенсация казной, предприятием. В феврале 1906 г. издано "Мнение Государственного Совета об установлении уго- ловной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности пра- вительственных установлений и должностных лиц". В период революции принимаются законы об обществах, союзах и собраниях. В марте 1906 г. - Указ "О временных правилах об обществах и союзах": давал определение обществам и союзам; предусматривалась регистрация обществ губернатором и в Присутствии по делам об обществах после предоставления устава соответствующему министру; МВД и губернатор с санкции Присутствия получали право закрывать общества если существовала угроза общественному спокойствию, безопасности или они носили антиобщественный характер. Окончательной инстанцией объявлялся Первый депар- тамент Сената; допускалось создание профсоюзов только для защиты экономических интересов и условий труда. Объединение профсоюзов запрещено. Контроль возлагался на минис- терство торговли и промышленности. В соответствии с Указом "О временных правилах о собраниях". непубличные собрания можно проводить без разрешения властей, в учебных заве- дениях допускались - только учебные собрания; в иных случаях – только с разрешения полиции или губернатора, Государственного Совета и Государственной Думы; публичные собрания допускалось проводить не менее чем на расстоянии 1/2 верс- ты (в закрытых помещениях) и 2 версты (под открытым небом) от места пребывания императора; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ запрещено устраивать собрания в местах общественного питания; о собраниях подлежало уведомить полицию за 3 суток; запрещены антиобщественные собрания и участия в них вооруженных лиц; поводом к закрытию (или разгону) собраний может служить: - отклонение от темы; - возбуждение вражды между частями населения; - проведение неразрешенных денежных сборов; - участие лиц, которым запрещено участие в собраниях; - воззвания к насилию или неповиновению, мятежу. В данный период также получает развитие законодательство в области хозяйства, и экономики, связанное с буржуазными преобразованиями в стране. Кодификационные работы и развитие права в конце XIX – начале XX вв. К источникам права данного периода относятся: Постановления Совета министров и утвержденные им Положения; Мнения Государственного Совета; Временные правила (чрезвычайного направления); Указы; Законы. Кодификационную работу в России возглавляли Сенат и Юридическое совещание. В работе по кодификации участвовали: Особое отделение государственной канцеля- рии, департаменты Сената, Государственный Совет и Государственная Дума, Совет министров и министерства, различные управления. В 1882 г. была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, подготовившая к 1905 г. два проекта с учетом новых торгово-промышленных преоб- разований. В 1903 г. императором был утверждено новое Уголовное уложение, учитывающее буржуазные преобразования в стране и во многом копирующее французские и гер- манские образцы. Тем не менее, в связи с развитием революционных событий, им- ператор так и не подписал указ о его введении в действие. Исключение составляли только отдельные статьи и положения репрессивного характера, связанных с защи- той императорской семьи и государственного строя. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Законы издавались от имени императора, Государственного Совета и Государственной Думы. Указы издавались - от имени императора. Законы делились на предписывающие, восполнительные (дополнявшие), общие, местные, особенные (особого рода дела) и специальные (особые категории лиц). Россия вступила в войну на стороне АНТАНТЫ 1 августа 1914 г. В связи с этим императором и правительством осуществляются следующие мероприятия: Принимается положение о полевом управлении в военное время - учреждена Ставка верховного главнокомандующего подотчетная только императору. Мобилизацию осуществляли: Главный штаб, управления воинских начальников, воинские присутствия, военно-окружные штабы. В июле 1914 г. состоялся Всероссийский земский союз (40 губ.) с целью органи- зации помощи государству в обеспечении армии и тыла. В начале 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. В августе 1914 г. состоялся Всероссийский городской союз (обсуждались вопросы и обязанности по заготовке продовольствие, эвакуация, санитарной службе и др.) В конце июля 1914 г. Совет министров получил чрезвычайные полномочия ре- шать дела от имени императора. Особенностью в государственном управлении и правовой сфере периода войны было: милитаризация и государственное регулирование экономики; увеличение налогов, рост эмиссии и государственных займов; репрессивные меры борьбы с оппозицией и ограничение демократических свобод (свободы собраний, слова и пр.) В 1915 г. создаются военно-промышленные комитеты (в июле - Центральный военно-промышленный комитет), ориентированные на содействие правительству, урегулирование отношений в сфере экономики, обеспечение снабжения армии пу- тем планового распределения сырья и заказов, установления цен и пр. 4. ИЗМЕНЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ С лета 1916 г. для координации работы отдельных ведомств создаются Особые совещания по обороне [по топливу, по продовольствию, по перевозкам и пр.]. Состав совещаний определялся Государственной Думой и утверждался императором. В июне 1916 г. (до декабря 1916) создан надведомственный орган - Особое совещание министров - занимавшееся вопросами снабжения армии и организацией тыла. Осенью 1916 г. создается общественная организация Союз земств и городов (Земгор) в функции которой входит организация медицинской помощи, распределение военных заказов мелким предпринимателям. Действовал на основе взаимодоговоров земств и т.д. В стране вводится регулирование экономики: государство и городские управы устанавливали цены на сырье и продовольствие (административно-командный метод); проводятся реквизиции при отказе продавать по установленным ценам; с февраля 1915 г. - командующие войсками наделяются правом запрещать из района вывоз продовольствия, устанавливать цены и проводить реквизиции; в мае 1917 г. создан Главный продовольственный комитет – в обязанности входит контроль за продовольственными запасами, установление планов перевозок и заго- товок продовольствия. в ноябре 1916 г. – было принято решение о продразверстке. Продовольствие изымалось по твердым ценам, в случае отказов - на 15% ниже. Устанавливалась карточная система распределения продуктов и предметов первой необходимости для населения, лимитировался отпуск продуктов в одни руки. В период войны в прифронтовых зонах, объявленных на военном положении, вводится действие военно-полевых судов. Деятельность большинства политических партий и иных политических организаций в прифронтовых регионах была запрещена. Разрушенная экономика, половинчатость буржуазных реформ, тяготы и лишения военного периода, ликвидация демократических свобод – все это стало причиной экономического, социального и политического кризиса в России, завершившегося Февральской и Октябрьской революциями 1917 г., свергших самодержавие. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ
Основная учебная литература и учебные пособия: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.,1996. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., Виппер Р.Ю. История нового времени.-Киев:«Ника-Центр»,«Вист-С», с. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., Всемирная история / Под ред. Академ. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ, – 742 с. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, Исаев Й.А. История государства и права России. Изд. 3-е перераб. и доп.-М.:Юрист, с. История государства и права России: Учеб. для студ. Вузов / Отв.ред, Ю.Л.Титов. - М.: Проспект, с. Краснов Ю.К. История государства и права России: Учеб, пособие. - М., Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.: Острожье, Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, с. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., В.І.Яровий. Історія західних та південних слов'ян у ХХ ст. Курс лекцій. – К.: Либідь, ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ