1
Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. В национальных эпосах Нарты - могучие воины - богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. начала
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
Осетинский художник Азанбек Джанаев ( ) обращался к нартиаде несколько раз : в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в е, материалы - гуашь и картон.
ПЛАЧ ДЗЕРАССЫ НАД ТЕЛАМИ АХСАРА И АХСАРТАГА (1948) АХСАР И АХСАРТАГ (1977)
Образ Сатаны ( у адыгов Сатаней ) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало : там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне - осенний треугольник
Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр ( арфу ), подарил его нартам и был принят в их общество.
Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.
СослаСослан ( Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов ) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке ( кроме коленей, которые не влезли в ладью из - за хитреца Сырдона ), стал почти неуязвимым героем - богатырем.
Тотрадз сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны : надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.
Сослан в стране мертвых (1948) Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. C илой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.
Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как - то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.
Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.
Свадьба Ацамаза и Агунды (1976) Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.
Айсана - c ын Урызмага и Сатаны, освободил землю нартов от завоевателей агуров.
ТРИ НАРТА (1948) СИМД (1948) Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный ( на плечах партнеров ), этим же словом называется исполнение танца.
Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами. По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы
Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия - Алания. В 1983 году окончил Северо - осетинское художественное училище ( г. Владикавказ ), в 1990 Московский государственный художественный институт имени. Сурикова. Член Союза художников Москвы ( МСХ ) с 1998 г. Живу и работаю в Москве.
УАСТЫРДЖИ УАЦИЛЛА
ФАЛВАРА ТУТЫР
САФА АФСАТИ
ДОНБЕТТЫР КУРДАЛАГОН
ГАЛАГОН ГАТАГ
БАЛСАГ БАРАСТЫР
Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. В. И. Абаев