Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической литературе освещены вопросы адаптации к ДОУ детей раннего возраста - А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др. Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению и организации адаптационного периода в ДОУ - В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская.
* Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь. * Родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно. * Создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении. * Тесное взаимодействие между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса. Актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ:
Дипломная работа включает: Цель : исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Объект исследования: организация адаптации ребенка к детскому учреждению. Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста. Гипотеза: адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если: психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста; педагогическая работа с детьми будет проводиться при индивидуально- личностном подходе к детям; будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
Задачи исследования 1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. 2.Провести исследование адаптации детей раннего возраста к ДОУ. 3.Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
ГЛАВА I. Проблема адаптации детей раннего возраста в ДОУ в психолого – педагогической литературе 1.Психологические особенности детей раннего возраста. 2.Адаптация детей раннего возраста в ДОУ как психолого – педагогическая проблема. 3.Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. 4.Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста. 5.Формы и способы адаптации детей раннего возраста.
ГЛАВА I. Проблема адаптации детей раннего возраста в ДОУ в психолого – педагогической литературе Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Глава II. Исследование организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Этапы работы: 1 этап – знакомство с семьями воспитанников. посещение будущих воспитанников на дому, анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников в период адаптации к ДОУ. 2 этап - знакомство детей и родителей с детским садом. родительская конференция «Здравствуй малыш», праздники и спортивные развлечения, «День открытых дверей», родительское собрание, консультация специалистов, анкетирование «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ».
Этапы работы: 3 этап - поступление ребенка в ДОУ. разработано положение о структуре и организации процесса адаптации детей к условиям МБДОУ Детского сада 1, график приема вновь поступающих детей в группу. 4 этап - психологическая поддержка родителям. консультации специалистов, оформление фотостендов и фотовыставок, проведение мастер-классов, проведение совместных мероприятий, выпуск газеты «Счастливая семейка».
Этапы работы: 5 этап - наблюдение и анализ. создание предметно – развивающей среды, проведение игр и игровых занятия, заполнение адаптационных листов, проведение диагностики нервно – психического развития, Последний завершающий этап - этап анализа и выводов, на котором происходила обработка всех данных. проведена повторная диагностика нервно – психического развития детей, проведена оценка физического состояния детей, проведен анализ заболеваемости детей за год и причин не посещения ДОУ.
Анализ результатов исследования
Проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей раннего возраста. Осуществление работы через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. Чёткая, профессионально слаженная работа педагогов, специалистов, медицинского персонала, а также благополучный микроклимат и тесное взаимодействие с родителями. Выработка единого подхода к воспитанию ребёнка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении. Залогом успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ является: