РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
1 месяцРазнообразные интонации КРИКА. 2 месяцГУЛЕНИЕ (гласные звуки). 3 месяцГУЛЕНИЕ (согласные звуки). Реакция на речь взрослого. Появление улыбки. 3-6месяцыГУЛЕНИЕ преобразуется в «СВИРЕЛЬ». 5-6 месяцы«КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ». 7-8 месяцы Появление ЛЕПЕТА (интонации). Подражание движениям, голосовым реакциям взрослого (П, Б, Д, М, Т, К + А). Понимание жестов окружающих месяцы МОДУЛИРОВАННЫЙ ЛЕПЕТ. Развивается понимание речи месяцы ПЕРВЫЕ СЛОВА. Запас слов от 2-3 до
Но всех чудес прекрасных на земле Чудесней слово первое ребенка. П.Семынин
ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ
Понимание речи Бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Развивается способность к подражанию действиям и интонациям. Произношение звуков Четко произносит звуки: гласные – А, У, И, О, Э (отсутствует Ы) и согласные Б, М, П, Й, К, Г, В, Ф, Х, Т, Д, Н. Неустойчивое произношение многих звуков в словах. Преобладают мягкие звуки в речи детей. Словарь Словарь употребляемых слов быстро растет и к концу второго года увеличивается до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными. Но еще имеет место быть «детская речь». Слоговая структура слова В речи преобладают слова, состоящие из одного и двух слогов. Многосложные слова тоже используются детьми, но с пропусками слогов, звуков, недоговариванием окончаний. Грамматически й строй речи Речь аграмматична. Появляются существительные мн.ч. ; согласовывают глаголы с существительными. Используют формы винительного и предложного падежей. Появляется местоимение «Я». Связная речь Пользуются фразой из 2-4 слов.
ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Понимание речи Понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях как из личного опыта, так и не знакомых ему. Произношение звуков Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме, огромное количество смешений. Отсутствуют шипящие и соноры. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей – К, Г, Х, В, Ф, Т, Д, Н, С, З, М, Б, П. Словарь Используются все основные части речи. Начинают овладевать словообразовательными моделями с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Этап словотворчества. К концу 3-го года словарь обогащается и систематизируется до слов. Слоговая структура слова Слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных звуков могут произноситься искаженно. Грамматический строй речи Почти полное отсутствие аграмматизмов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов (В, У, К, С, ИЗ, НА, ПОД, ЗА и др.). Связная речь Связная речь только начинает формироваться. Понимает несложные сюжетные картинки. Хорошо запоминает тексты и дословно производит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
Формирование падежных окончаний существительных (по данным А.Н.Гвоздева) ВозрастИспользование грамматических форм 1 г.1 мес.–2 г. Именительный, винительный падеж для обозначения места 2 г.–2 г.2 мес. Дательный падежа для обозначения лица («Дай Ване») и направления (предлог при этом опускается: «Иди маме»). Творительный падеж в значении действия каким-либо орудием («Ем ложкой»). Предложный падеж со значением места (предлог опускается: «Лежит сумке»). 2 г.2 мес.–2 г. 6 мес. Родительный падеж с предлогом «У», «ИЗ»; творительный падеж со значением совместного действия с предлогом «С» («с мамой»); предложный падеж со значением места с предлогами «НА», «В» («на столе»). 2 г.6 мес.–3 г. Родительный падеж с предлогами «ДЛЯ», «ПОСЛЕ» («для папы», «после обеда»). Винительный падеж с предлогами «ЧЕРЕЗ», «ПОД» («через дорогу», «под стол»).
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 2.ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 3.РОДЫ И РОДОВЫЕ ТРАВМЫ 4.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ 5.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
ТАКТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Развитие психических процессов Внимания Памяти Мышления Воображения
Развитие артикуляционной моторики «ДУДОЧКА» «ЗАБОРЧИК» «ЛОШАДКА» «ЧАСИКИ» «ЛОПАТКА» «ГОРКА» «КИСКА СЕРДИТСЯ»
Развитие общих речевых навыков РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОСТЬ ГОЛОСА
Формирование фонематического слуха БУМ-БУМ Р ЫБА Ш-Ш-Ш ТИК-ТАК [А] – [У]
Развитие мелкой моторики и координации движений
Обогащение и активизация словарного запаса
Формирование навыков грамматического строя речи
Формирование навыков связной речи