«Развитие исследовательской культуры учителя»
Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в инновационной деятельности. Личностное свойство и определенная степень владения приемами и способами решения педагогических задач. Способности, которые проявляются в творческой профессиональной деятельности и характеризующие особенности сознания, профессионального мышления учителя. Источник новых знаний и умений, обеспечивающих творческое профессиональное развитие учителя, стремление к самосовершенствованию.
Формирование и совершенствование исследовательских умений: Осознанно повышать своё педагогическое мастерство. Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности. Внедрять в свою работу рекомендации психолого- педагогической науки и передового опыта. Выбирать и обосновывать исследовательскую тему. Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме. Прогнозировать средства и методы исследования.
Формирование и совершенствование исследовательских умений: Определять и обосновывать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи и этапы исследования. Находить и применять соответствующие методики исследования. Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты. Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения. Рефлексировать по итогам исследовательской работы.
Принципы педагогического исследования Принцип комплексного использования методов Принцип целостного изучения педагогического явления Принцип единства изучения и воспитания ребенка Принцип объективности Принцип изучения явления в изменении, развитии Принцип одновременного изучения коллектива и личности Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью
Методологические характеристики научного исследования
Методы исследований, применяемые в педагогике Педагогическое наблюдение Исследовательская беседа Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Педагогический эксперимент Изучение и обобщение передового опыта
Критерии успешности исследовательского поиска Образовательный критерий Социологический критерий Критерий индивидуально-личностного развития
Планирование и организация исследовательской деятельности Работа с научно-педагогической литературой, каталогами. Выбор, обоснование и формулировка темы исследования. Составление и оформление библиографии по теме. Упражнения по развитию собственно исследовательских умений. Определение этапов и логического аппарата исследования. Разработка конкретных методик и способов отслеживания результатов исследования. Составление и защита программы исследования по проблемам: изучение познавательных процессов учащихся; исследование мотивации учения школьников. Экспертиза разработанных программ исследования. Повторение и систематизация знаний теоретического материала.
Этапы самосовершенствования учителя Обобщение опыта Подведение итогов работы за год Начало систематической творческой деятельности Создание личной творческой педагогической лаборатории Подготовительный
Типы авторских разработок Концепция Система Модель Программа Педагогическая технология Методика Сценарий Проект Инструментарий
Концепция учебного заведения; деятельности педагогического или ученического коллектива.
Система образовательного процесса школы воспитательной работы учебной работы управления учебным заведением мониторинга
Модель школы; системы дополнительного образования; управления школой / студией; учебного процесса; урока / занятия.
Программа основная общеобразовательная ОУ; развития учебного заведения; эксперимента; рабочая учебного курса.
Педагогическая технология Школы / ОУ; профессиональной деятельности; преподавания учебного курса; воспитательной работы школы.
Методика воспитательной работы школы; преподавания курса; преподавания темы; раздела учебного курса; проведения урока / занятия; проведения внутришкольного мероприятия; проведения классного часа.
Сценарий учебного занятия; воспитательного события; праздника / концерта; тренинга.
Проект программы развития школы; воспитательных мероприятий; воспитательного события; подпрограммы; психолого-педагогического исследования; урока / занятия.
Инструментарий диагностический: пакет диагностических средств (тестов, контрольных работ, вопросников, материалов для бесед, интервью); педагогический: пакет дидактических, методических или воспитательных приемов).
Алгоритм описания разработки актуальность субъективная и объективная (выделение противоречия, проблемы, затруднения); авторский подход (формулирование идеи, авторской точки зрения, замысла и способа решения проблемы); оригинальность, особенность авторской позиции (определение ее новизны); границы применения (выделение условий реализации разработки).