Г(К)СКОУ «Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа – интернат 11 VIII вида Учитель: Рябова Н.Ю.
Роль логического мышления в жизни человека * Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе определяются прежде всего ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры. Мыслить логично это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области жизнедеятельности человека.
Логика относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки.
Необходимость и значимость развития логического мышления у детей с ОВЗ Главная задача коррекционной школы в современном мире состоит не только в том, чтобы дать воспитаннику должный уровень знаний, умений и навыков, необходимый для его социализации, но и в возможности находить самостоятельные правильные и осмысленные решения во взрослой жизни, уметь логически предвосхищать последствия своих действий. В век постоянно развивающейся науки и техники нужны именно те рабочие кадры, которые могут самостоятельно развиваться, учиться новым технологиям, самореализовываться в более сложных экономических условиях.
Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта * слабость замыкательной функции коры головного мозга; * недостаточная дифференцированность условнорефлекторных связей; * преобладание охранительного торможения; * инертность нервных процессов; * нарушение взаимодействия nepвoй и второй сигнальных систем.
1. Проблема недоразвития речи умственно отсталого ребенка 2. Тугоподвижность мышления 3. Пониженный уровень восприятия 4. Низкий уровень концентрации внимания 5. Нарушение эмоционально – волевой сферы
Направления работы по развитию логического мышления детей с ОВЗ Развитие познавательных интересов Развитие речи и коммуникативных способностей Развитие высших психических функций Развитие способности к аналитико- синтетической деятельности Развитие и коррекция пространственной ориентировки и пространственного воображения Включение в урок (физминутка) упражнений кинезиологического комплекса
В настоящее время отечественные учёные и педагоги в области к/з, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; развитие моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие речи; устранение дислексии; развитие мышления. При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа: воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций; воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.
Разгадывание ребусов Разгадывание анаграмм Решение примеров и задач на сообразительность Решение сложных задач с построением схемы, чертежа Решение веселых задач на сообразительность Решение логических задач Решение различных геометрических заданий на развитие пространственной ориентации
* Продолжи ряд чисел. Продолжи ряд чисел * Какая фигура лишняя? * Какая фигура должна быть на этом месте? Какая фигура должна быть на этом месте?
Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств. В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, "в умозаключении... знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта". Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.