1 Развитие технологий CNS/ATM в рамках российской программы модернизации системы ОрВД до 2025 года г. Жуковский, 29 августа 2013 года Международный авиакосмический салон МАКС-2013 Доклад директора филиала «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА С.Г. ПЯТКО
2 Обслуживаемая площадь более 26 млн. кв. км Протяженность маршрутов около км Обслуживается более 1 млн. полетов в год Одновременно под управлением находятся более 1000 ВС Количество работников чел. из них: служба движения чел. служба ЭРТОС чел. Оперативные органы центров ЕС ОрВД - 51 из них: главный центр – 1 зональных центров – 7 районных центров – 43 Основные характеристики ЕС ОрВД
3 Характеристики интенсивности воздушного движения в воздушном пространстве России
Рост грузопотока с 2000-го года Рост пассажиропотока с 2000 года 4 Темпы роста пассажироптока и грузопотока в МАУ Пассажиропоток в МАУ в среднем рос на 12% в год с 2000 года Рост пассажиропотока отличался стабильностью и замедлился лишь в 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом Регулярные грузоперевозки в МАУ в среднем росли на 11% в год с 2000 года Чартерные грузоперевозки отличались крайней волатильностью и, ежегодно сокращаясь, на сегодняшний день составляют не более 10% от всего грузопотока
5 Аэронавигационное планирование – обеспечение совместимости АНС России с международной гражданской авиацией на длительную перспективу Глобальная эксплуатационная концепция ОрВД (Doc 9854 AN/458) Глобальный аэронавигационный план (Doc 9750) Европейский регион. Аэронавигационный план (Doc 7754) Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN) (Doc 9613) Аэронавигационный план Российской Федерации
6 Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России (2006 г.) Концепция развития систем связи, навигации и наблюдения для ОрВД Российской Федерации (2006 г.) ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» ФЦП «Развитие транспортной системы России ( годы)» Аэронавигационный план Российской Федерации Аэронавигационное планирование - обеспечение эффективности и безопасности ИВП всеми пользователями ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД ( годы)» ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на годы»
Основные мероприятия федеральной целевой программы «Модернизация ЕС ОрВД ( гг.)» создание укрупненных центров ЕС ОрВД; совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах; модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных; оснащение радиолокационных позиций средствами вторичной радиолокации; внедрение единой системы планирования использования воздушного пространства; переход к современным технологиям организации воздушного движения, основанным на внедрении средств и систем CNS/ATM; внедрение интегрированных военно-гражданских автоматизированных систем управления воздушным движением. 7
Основные показатели федеральной целевой программы «Модернизация ЕС ОрВД ( годы)» 8 Число введенных в эксплуатациюКоличество, шт. Укрупненных центров УВД13 Средства вторичной радиолокации62 Аэродромные радиолокационные комплексы51 (D)VOR/DME99 Средства автоматизации управления воздушным движением48 A-SMGCS10 Многопозиционные системы наблюдения6 Станции АЗН-В198 Автоматизированные приемно-передающие центры57 Центры коммутации сообщений84 Станции спутниковой связи57 Аэродромы с дистанционным обслуживанием5
9 Укрупненные центры ЕС ОрВД оснащаются автоматизированными системами высокого уровня на основе использования искусственного интеллекта. Создаваемые АС ОрВД обеспечивают выполнение сложных функций, в том числе обнаружение конфликтных ситуаций и выработку рекомендаций по их устранению. Ведутся работы по созданию многоуровневой системы планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения. Система будет взаимодействовать с системой управления воздушным движением и системами управления прилетами и вылетами воздушных судов в реальном масштабе времени. В результате, должна быть обеспечена возможность управления пропускной способностью воздушного пространства и аэродромов в условиях возрастающей интенсивности воздушного движения. Будут решаться другие сложные задачи ИВП и ОрВД путем перераспределения потоков воздушного движения. Автоматизация
10 Для формирования необходимых полей наблюдения продолжаем использовать традиционные средства первичной и вторичной радиолокации. Одновременно приступили к кардинальной модернизации системы наблюдения ЕС ОрВД на базе внедрения инновационных технологий вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В), использующего информацию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Внедрение АЗН-В осуществляется на основе двух технологий: 1090ЕS в верхнем воздушном пространстве и VDL-4 в нижнем воздушном пространстве. В рамках ФЦП «ГЛОНАСС» разрабатываются технические средства систем автоматического зависимого наблюдения контрактного типа, основанные на спутниковых, ОВЧ и ВЧ цифровых линиях передачи данных. Внедряются в АС ОрВД технологии интеграции данных наблюдения от разных источников (ПРЛ, ВРЛ, АЗН-К, АЗН-В, МПСН, РЛС ОЛП) для управления воздушным движением в районах ЕС ОрВД, в районах аэродромов, а также в системах управления движением на летном поле и контроля за ним. Наблюдение
11 Для формирования необходимых полей навигации используются традиционные средства ближней навигации. Одновременно развивается наземная и авиационная инфраструктура спутниковой навигации ГЛОНАСС, совместимая с GPS. На аэродромах устанавливаются традиционные системы точного захода на посадку по приборам высоких (II и III) категорий. На аэродромах устанавливаются наземные функциональные дополнения спутниковой навигации (GBAS) для обеспечения точного захода на посадку по I категории. Разработан план внедрения в Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках (PBN). Этот план обеспечивает совместимость нашей системы с международной гражданской авиации и по спецификациям PBN, и по срокам их внедрения. Навигация и посадка
12 В соответствии с резолюцией А36-23 Ассамблеи ИКАО в Российской Федерации разработан План внедрения PBN в российском воздушном пространстве (версия 1). План разработан на базе Doc «Руководство по навигации, основанной на характеристиках» в целях реализации преимуществ PBN при минимальных затратах эксплуатантов ВС и поставщиков аэронавигационного обслуживания, а также в целях интеграции Аэронавигационной системы России в региональную Европейскую и мировую аэронавигационные системы. План опубликован на сайте Европейского и Североатлантического регионального EUR/NAT офиса ИКАО в разделе d=78http:// d=78. Внедрение PBN в Российской Федерации
Программа внедрения АЗН-В в Российской Федерации
Модернизация структуры воздушного пространства Санкт-Петербургской, Ростовской, Самарской и Екатеринбургской зон ЕС ОрВД Переход от существующей к новой структуре воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД Разработка схем маневрирования в районе аэродромов Мероприятия Плана внедрения PBN в РФ
Этапы внедрения маршрутов, основанных на навигационных спецификациях 15 Тип навигационной спецификации Сроки внедрения Районы внедрения Континентальное воздушное пространство RNAV Московская зона ЕС ОрВД Санкт-Петербургский центр ЕС ОрВД Ростовский центр ЕС ОрВД Самарский центр ЕС ОрВД Екатеринбургский центр ЕС ОрВД Океаническое воздушное пространство и удаленные континентальные маршруты RNAV Х Акватория Северного Ледовитого океана и других акваторий открытых вод, где ответственность за обеспечение обслуживания воздушного движения возложена на Российскую Федерацию Континентальное воздушное пространство RNAV52016+ХРайоны Сибири и Дальнего Востока
Мероприятия федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» В части оснащения аэропортов гражданской авиации средствами функциональных дополнений наземного базирования и системами автоматического зависимого наблюдения в рамках реализации мероприятий ФЦП «ГЛОНАСС» предусмотрено выполнение следующих работ: Развертывание станций функциональных дополнений наземного базирования GBAS. Создание системы мониторинга за группировками ГЛОНАСС и GPS с целью информирования экипажей ВС и формирования системы передачи НОТАМ. Внедрение системы наблюдения, основанной на технологии автоматического зависимого наблюдения. 16
СИСТЕМА «Москва-АЗН» 16
Пилотный проект Ямал-АЗН Поле АЗН-В на высоте 300 м 17
Пилотный проект Балтика-АЗН Поле АЗН-В (Н=10 000м) российской части проекта Поле АЗН-В европейской части проекта 18
20 Формируемое поле АЗН-В (1090ES и VDL4) на высоте 4200 м
21 Спасибо за внимание!