Приложение 3 к протоколу заседания Президиума Совета СОСПП от 26 сентября 2011 г
Приоритеты промышленной политики должны быть увязаны с приоритетами территориального, инновационного, инфраструктурного, социального развития Свердловской области Развитие транспортной, энергетической инфраструктуры Развитие системы образования (приоритеты в отношении подготовки кадров) Территориальное развитие (приоритеты в отношении городов) Научно-технологическое развитие Социальное развитие, миграционная политика Развитие инвестиционной инфраструктуры (ОЭЗ, индустриальные парки) Промышленная политика
Промышленная политика должна предлагать варианты разрешения конфликта целей: рост производительности труда сохранение занятости VS развитие промышленности (80% вне Екатеринбурга) развитие человеческого потенциала VS расширение производственных мощностей улучшение экологии VS
Важно разделять приоритеты развития промышленности и приоритеты промышленной политики Крупнейшие предприятия – лидеры в РФ и в мире: медное производство алюминиевое производство титановое производство трубное производство производство стали производство вагонов поиск точек пересечения интересов Приоритеты развития промышленности области Приоритеты промышленной политики области задачи уровня федерации (ограниченные возможности влияния со стороны области) создание новых сегментов экономики социальное развитие развитие городов улучшение среды обитания развитие человеческого потенциала
От отраслевых приоритетов к поддержке средних предприятий. Развитие институтов и инфраструктуры Почти в любой отрасли промышленности Свердловской области есть динамичные средние компании, с потенциалом развития и мотивацией. Это точки роста, которые в будущем могут изменить структуру экономики, именно их важно поддерживать на уровне области кластерная политика: инструменты кооперации крупных, средних и малых предприятий административная поддержка кластеров институты развития (поддержка экспорта средних компаний) Инструменты поддержки инвестиционная инфраструктура (индустриальные парки, ОЭЗ, логистические комплексы)
Промышленная политика и территориальное развитие: область не может позволить себе поддержку всех городов – необходимо выбрать приоритеты Распределение промышленного производства по территории Свердловской области (в %) Промышленное «кольцо» вокруг Екатеринбурга Крупные «вторые» города области с сильным потенциалом Небольшие «дальние» города с мощными предприятиями Депрессивные территории Инструменты ПП в отношении этих групп должны быть разными
Промышленная политика и инновационное развитие Промышленная политика области: координация действий участников инновационного контура Зарубежные поставщики технологич. решений Гос. институты поддержки: РВК, Роснано Технологические платформы Ведущие университеты, научно- исследовательские организации РАН Крупные предприятия традиционных отраслей Малые и средние инновационные предприятия Программы кооперации с предприятиями Развитие инновационной структуры университетов, создание технопарков Продукция Финанси- рование Трансферт технологий
Промышленная политика и кадровая проблема Экономически активное население (ЭАН) убыль ЭАН вследствие выхода на пенсию увеличение ЭАН за счет вступающей в трудоспособный возраст молодежи чистая убыль в 2010 г., тыс.чел. в течение ближайших 10 лет, в % от ЭАНв % Нижний Тагил ,1%+ 17,5%- 10,6% Каменск-Уральский97,2- 29,3%+ 14,5%- 14,7% Первоуральск81,6- 24,8%+ 16,1%- 8,6% Серов62,6- 22,9%+17,7%-5,2% Свердловская область ,9%+ 18,7%- 9,2% В ближайшие 10 лет на 4х выходящих на пенсию жителей «вторых городов» области будет приходится 2-3 вступающих в трудоспособный возраст, из которых далеко не все останутся в родном городе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!