Экспорт образовательных услуг российскими университетами: масштабы, формы, препятствия для развития А.А.Яковлев, Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Международная научно-практическая конференция «Реформирование общественного сектора: поиск путей повышения эффективности» Санкт-Петербург, сентября 2005
2 Новые образовательные рынки и экспорт образования: мир и Россия Глобальные тенденции: Студенческая мобильность и бурный рост числа иностранных студентов в развитых странах Различная политика для разных уровней обучения: бакалавры, магистры, PhD США: доходы от ОЭУ ок.10 млрд. долл., 6-я позиция в экспорте Германия: доля иностранных студентов в 25-30% как индикатор качества образования для конкретного ВУЗа Россия: Один из лидеров по обучению иностранцев до 1991г. (свыше 100 тыс. иностранных студентов) Утрата позиций в 1990е годы (в году около 60 тыс. иностранных студентов на «длинных» программах (2/3 – СНГ), около 100 млн. долл. доходов от ЭОУ) Тем не менее: потенциальные конкурентные преимущества по соотношению «цена/качество»
3 2000е: новые тенденции Выделение ЭОУ как перспективного рынка при разработке программы Грефа =>>> реакция Минобразования: –Концепция гос.политики РФ в области подготовки нац.кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена В.В.Путиным ) –План мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг на 2002 – 2004 гг. (распоряжение правительства РФ от ) –Серия семинаров, конференций, исследований и прочих мероприятий Практические результаты?
4 2000е: промежуточные итоги Позитивные сдвиги: На фоне деклараций со стороны правительства – рост активности самих ВУЗов: СПбГУ – около 100 иностранных студентов в конце 1990х, свыше 1000 в 2004г. МГУ – около 2,5 тыс. иностранных студентов, в т.ч. 2 тыс. из «дальнего зарубежья» Развитие инфраструктуры, доп.подготовка по русскому языку, маркетинг, механизмы отношений с партнерами (схемы «4+2», «2+2» и т.д.)
5
6
7
8 ЭОУ и экономика региона Традиционные косвенные эффекты – создание доп.рабочих в сфере услуг за счет расходов иностранных студентов на проживание и питание. Обычная пропорция: 50% - расходы на обучение, 50% - иные расходы Для российских условий: –В регионах при стоимости обучения 1,5-2 тыс. долл. иные расходы составляют 4-4,5 тыс. долл. в год на 1 студента –В Москве и СПб при стоимости обучения 3-4 тыс. долл. иные расходы составляют 5-6 тыс. долл. в год Однако: тенденция к повышению доли Москвы и СПб (до 25% в сумме в конце 1990х; в 2005 – Москва до 20% и СПб до 35%). Возможное объяснение: лучшее качество образовательных услуг + общий уровень развития инфраструктуры
9 Китайский фактор Основные причины: Все высшее образование в КНР – платное (ок долл. в год в гос.ВУЗах) Высокий спрос на образование и острый дефицит мест в ВУЗах =>>> свыше 100 тыс. студентов ежегодно уезжают учиться за границу Заметное повышение доли китайцев в общем числе иностранных студентов в России (до 15% в целом в конце 1990х; 35-40% в ведущих ВУЗах Москвы и СПб в ) Однако: рейтинг России не высок (11-е место после Австралии и Нов.Зеландии). В Россию едут те, кто не прошел по конкурсу в гос.ВУЗы, не может платить за обучение в США или в Европе, но хочет большего, чем могут дать частные ВУЗы в Китае
10 Негативные симптомы Тенденция к «порче» рынка: – Ценовой демпинг – Неквалифицированный вход на рынок – Низкое качество услуг и инфраструктуры Риск падения имиджа от «рынка добротных товаров по умеренным ценам» до «рынка некачественных товаров». Косвенный сигнал: заметное сокращение числа учебных виз, выданных посольством РФ в Пекине в 2004г. ВУЗы могут сделать многое, но они не могут сами решить все проблемы развития рынка
11 Ключевые проблемы федерального и регионального уровня Отсутствие координации между игроками (риски «разрушительной конкуренции») Отсутствие знаний и навыков Информационное и маркетинговое продвижение Инвестиции в инфраструктуру Обеспечение безопасности для иностранных граждан
12 Возможные действия Общий базовый принцип: ставка на активных агентов (ВУЗы и регионы) Блоки практических мер: Сегментация рынка по качеству услуг Информационное продвижение и координация деятельности российских ВУЗов на зарубежных рынках Создание стимулов для изучения русского языка за рубежом и последующего обучения в России Софинансирование развития инфраструктуры Программа двусторонних студенческих обменов Благоприятный психологический климат и обеспечение безопасности