Урок по теме Страна двух рек. Автор: Учитель истории МБОУ «Уральская средняя общеобразовательная школа » Кваркенского района Оренбургской области Башкурова Татьяна Геннадьевна
Цели урока: Познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Междуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны. Продолжить формирование умений анализировать исторические документы на элементарном уровне, работать с исторической картой. Задачи урока: 1. Актуализировать известные школьникам знания по истории Междуречья, обозначая, и показывая объекты на исторической карте, и организуя заочное путешествие по рекам Тигр, и Евфрат. Формировать у учащихся умение читать карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание на основе применения полученных знаний. 2. Помочь овладеть умением самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные им факты из истории страны. План урока: Природные и климатические условия Междуречья. Занятия жителей Междуречья. Религия и письменность древних жителей Междуречья.
Задание: найдите на карте и охарактеризуйте основные международные торговые пути Междуречья.. Наиболее распространенным транспортным средством в Вавилонии были ослы. Тяжелый груз перевозили на двухколесных или четырехколесных повозках в которые также запрягали ослов. Лошади стоили дорого, а верблюдов стали использовать с конца 2 тысечелетия до н. э. Учитывая плохое состояние дорог и транспортных средств, найдите на карте и охарактеризуйте основные международные торговые пути Междуречья..
Торговые пути
Торговый путь между Египтом и Вавилоном. -Используя схему, «загрузите товарами» караван в Египте, а затем этот же караван «снарядите в обратный путь» из Междуречья. -Как выгодное географическое положение Вавилона сказывалось на жизни людей? ВвозилиВывозили
4 яруса-платформы, их поддерживали колонны высотой 25 метров. В одноколонн помещались трубы, по ним вода из Ефрата насосами постонно подавлась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения разных ярусов. Чтобы вода не просачивалась сквозь плиты: 1слой- тростник, смешанный с асфальтом 2-3 слой- кирпич, скрепленный гипсовым раствором 4 слой- плиты на них толстым ковром лежала плодородная земля. Куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.. Висячие сады Семирамиды Висячие сады Вавилона возникли в VI в. до н.э. по повелению ассирийского царя Навуходоносора, как свидетельство его любви к своей супруге, мидийской царевне
Задание Какое практическое значение, по вашему мнению, имели висячие сады Семирамиды?
Костюм, одежда канди платье канди пояс сандалии Сапоги с высокой шнуровкой бахрома перевязь кидарис Шапочка с фигурным бортиком- венцом Одежда знатных людей
Задания: -Все египтяне, и мужчины, и женщины, брили головы и носили парики, а в Вавилоне эталоном красоты считались борода и вьющиеся волосы. Можно ли объяснить различия в прическах египтян и вавилонян только их национальными вкусами? - Чем можно объяснить долгое время сохранявшийся в Междуречье обычай украшать канди (национальную рубашку) и конас ( традиционный плащ) бахромой?
Отметьте в перечне блюда и продукты, которыми могли питаться жители Вавилонского царства
Задание: Почему вавилонские школьники с большими трудом осваивали клинопись? Что могло помочь им в этом занятии?
Месопотамская письменность появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры. Большая часть того, что известно о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении 25 тысяч табличек и фрагментов библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала. Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о Гильгамеше.
Письменность Двуречья Глиняная клинописная табличка Школа в Двуречье- «дом табличек»
Вопрос- ответ. 1. Н а чем делали записи в Двуречье? - глиняные таблички 2. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков? - клинопись 3. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин? - потому. Что были похожи на клинышки 4. Какого происхождение клинописных значков? - Клинопись развивалась из примитивного рисуночного письма 5. Что могли обозначать знаки, соотвествующие коротким односложным словам? - Букве или короткому слову 6. Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам? -Знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов 7. Сколько различных знаков в клинописи? - Число знаков в клинописи менялось в течение всей ее истории, но примерно их было всего 600, из них 100–150 были слоговыми знаками. 8. Просто ли было научиться читать и писать в Двуречье? -читать и писать в Двуречье было не менее сложно.много лет надо было посещать школу писцов 9. Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапала? - глиняные книги в огне не горят,они становятся прочнее после обжига.
html?language=ru Древние государства Шумера и Аккада. К началу Mezhdurechja.htmlhttp://tortuga.angarsk.su/fb2/kondta14/Taynyi_tryoh_okeanov.fb2_23.html - народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра Ф. А. Михайловский Учебник История Древнего мира. Москва «Русское слово» М. В. Короткова Дидактические материалы по истории Древнего мира. Москва «Русское слово» О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира «Вако» Москва Тесты История Древнего мира 5 класс Дрофа Москва 2001