история психологии программа учебного курса
Лекция 1 Введение в историю психологии
вопросы
эпиграф «История более полезна, она полна мудрости», – писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.
Рекомендуемая литература Основная 1) Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Педагогическое общество России, )Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: «Академия», ) Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие Изд. Михайлова С.Петербург ) Дайана Г.Шульц, Синди Элен Шульц История современной психологии. Евразия С.Петербург ) Томас Лихи История современной психологии Питер 2003
Рекомендуемая литература Основная 6) Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4т. – «Изд-во Пневма» СПб, ) История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута М.: Мысль, ) Хьелл Л., Зиллер Д. Теории личности. СПб.: Питер, ) Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КПС+, ) Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, экспертиза, упражнения. СПб.: «Прайм-Еврознак», ) История психологии: конспект лекций/ С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, ) История психологии. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн»,» ) Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учеб.пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
Рекомендуемая литература Первоисточники Августин Аврелий. Исповедь. Кн. Х. Любое издание. Аристотель. О душе // Соч. М.: Мысль, Т.1 Кн.1 Гл.1; Кн.2 Гл.1, 2, 12. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, Гл.3. Разд. 6-8, 12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Отрывки. Любое издание. Декарт Р. Страсти души. Ч.1 // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, Т.1. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, Гл. XI, XII, XXIV, XXVI.
Рекомендуемая литература Первоисточники Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, Т.1. Кн. 2. Гл.1. $ 1-10; Гл. 33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, Гл. 3, 4. Платон. Федон. Апология Сократа. Любое издание. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Любое издание. Ч. 1. Гл. 1. Ч. 4; Гл. XV, XVI. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Любое издание. Спиноза Б. Этика. Отрывки. Любое издание. Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. ХХ век: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Рекомендуемая литература Первоисточники Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Доминанта. М.; Л.: Наука, Фрейд З. Пять лекций о психоанализе // История психологии. ХХ век: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, Фрейд З. Я и ОНО // История психологии. ХХ век: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, Гл. 3. Разд. "Майстер Экхарт". Фромм Э. Бегство от свободы. Отрывки. М.: Прогресс, Франк С.Л. Душа человека // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
Цель курса Изучение процесса исторического развития психологических знаний в различных странах в их специфике и вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духовной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки.
Задачи курса - представить по возможности полно наиболее значительные достижения мировой и отечественной психологической мысли как связный исторически обусловленный процесс; - развивать у студентов умения и навыки аналитического и критического освоения трудов выдающихся представителей психологического знания;
Задачи курса - раскрывая преемственность в развитии научного психологического познания, показать необходимость обращения к историческому прошлому в целях решения актуальных проблем и понимания современного состояния науки; - способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления студентов; - на материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этические и гражданские стороны, попытаться проникнуть в лабораторию научного поиска творческой личности.
Связь с другими дисциплинами Курс истории психологии является составной частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Предполагается изучение дисциплины параллельно курсу общей психологии.
Знания, умения, навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения данного курса В результате изучения курса студент должен иметь представление: об основных этапах истории психологии; об профессиональных терминах, касающихся темы истории психологии; о структуре сознания, законах его функционирования, этапах мыслительной деятельности, о структуре психики и психических явлениях; о методах психологической защиты;
Знания, умения, навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения данного курса Должен уметь: овладеть системой историко-психологических знаний; приобрести умение критически анализировать первоисточники, созданные в различные эпохи; понимать современную ситуацию, сложившуюся в психологии, как обусловленную историческим ходом развития науки.
Знания, умения, навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения данного курса Должен получить навыки: чтения и анализа философских работ европейских мыслителей античности, средневековья, нового времени и современности. работы с психологической литературой.
Объем и сроки изучения курса Курс рассчитан на 99 часов, из них 48 часа аудиторной нагрузки и 51 час СРС в первом семестре, и 83 часа, из них 32 часа аудиторной нагрузки и 51 час СРС во втором семестре.
Перечень тем лекционных занятий
Вопросы к семинарскому занятию