Проектирование образовательных систем (1) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО
Проектирование образовательных систем Система. Определение системы. Системный подход. Образовательная система.
Система. Определение системы Система – целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы)
Система. Определение системы Система – целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
Общая теория систем Общая теория систем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи Системные исследования в контексте кибернетики, теории информатики, управления (Р.Акофф, М.К.Массарович, А.Раппопорт, У.Эшби и др.) Объект системного анализа – развивающиеся системы (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин)
Общая теория систем Несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого Связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом
Общая теория систем Система, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер
Системный подход Каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему
Системный подход Каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению
Образовательная система Образовательная система – это целостный проект образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным для описания функционирования системы набором элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками:
Признаки образовательной системы реальностью, социальностью, сложностью, открытостью, динамичностью, вероятностью, целеустремленностью, самоуправляемостью. Системный подход в образовании позволяет рассмотреть педагогическое явление в комплексе всех его компонентов, а технологический – качественно управлять всеми компонентами образовательной системы.
Признаки образовательной системы Связь системного и технологического подходов в образовании заключается в формировании и внедрении в практику ОУ системного способа мышления, который называется систематизацией образования.
К образовательным системам относятся: все социальные институты, целью которых является образование человека. ОУ рассматривается как сложная социально-педагогическая система, в которой можно выделить большое количество образовательных систем.
К образовательным системам относятся: 1.целостный педагогический (образовательный) процесс 2.процесс обучения, которая является подсистемой целостного образовательного процесса 3.учебное занятие как подсистема процесса обучения и как сложная образовательная система
Принцип системности реализуется на основе следующих правил: 1.необходимо уточнить, проанализировать основные компоненты системы 2.определить способы, средства взаимосвязи между компонентами системы и вскрыть процесс функционирования системы в целом
Принцип системности реализуется на основе следующих правил: 3.установить основные тенденции функционирования и развития системы 4.показать условия наиболее эффективного функционирования и развития системы 5.помнить, что изменение объекта характеризуется целостностью, т.е.
Принцип системности реализуется на основе следующих правил: Изменение отдельных элементов системы приводит к изменению всего исследуемого объекта, оказывает определенное влияние на строение и функционирование всей системы в целом.