1 ТЕМА 13 Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 2 час.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 12 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2 час.
Advertisements

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Структура Органов местного самоуправления
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Политическая система РФ.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
Изменения законодательства по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Медиа – лекция Гусев Анатолий Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин НовГУ.
РЕФЕРЕНДУМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЮУРГУ, К.Ю.Н. -Конституционное право России.
Транксрипт:

1 ТЕМА 13 Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 2 час.

2 Вопросы темы Понятие общих принципов системы органов государственной власти. Проблема пределов унификации. Понятие общих принципов системы органов государственной власти. Проблема пределов унификации. Организация законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Организация законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Организация исполнительных органов власти субъектов РФ. Организация исполнительных органов власти субъектов РФ. Конституционно-правовые основы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ между собой. Конституционно-правовые основы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ между собой. Роль федеральных органов власти в организации государственной власти субъектов РФ. Роль федеральных органов власти в организации государственной власти субъектов РФ.

3 Конституция РФ об общих принципах организации региональной власти «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» (п. «н.» ч.1 ст.72 Конституции РФ) «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» (п. «н.» ч.1 ст.72 Конституции РФ) «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч.1 ст.77 Конституции РФ). «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч.1 ст.77 Конституции РФ).

4 Как понимать «общие принципы организации государственной власти»? Общие для всех субъектов РФ? Общие для всех субъектов РФ? Общие для Федерации и субъектов РФ? ( но тогда как быть с общими принципами МСУ? ) Общие для Федерации и субъектов РФ? ( но тогда как быть с общими принципами МСУ? ) Общие в смысле наиболее важные? Общие в смысле наиболее важные? Какие именно принципы должны быть общими? Какие именно принципы должны быть общими?

Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ по ФЗ « Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ по ФЗ «Об общих принципах….» а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;. з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. 5

6 Система органов власти субъектов РФ Систему региональных органов власти составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти (ИОГВ) субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти (ИОГВ) субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (ст.2 ФЗ об общих принципах) *** Насколько самостоятельны субъекты РФ в сфере организации власти?

7 Законодательная власть Субъект РФ самостоятельно определяет (устанавливает): 1) наименование ЗАКС 2) структуру ЗАКС (одно- или двухпалатную) 3) численность состава ЗАКС, в т.ч. численность депутатов, работающих на проф. основе 4) срок полномочий ЗАКС 5) минимальную численность для правомочности заседаний ЗАКС (кворум) Предписано Федерацией 1) 1) Формирование 50% ЗАКС по пропорциональной системе 2) 2) Порядок принятия нормативных актов 3) 3) Срок полномочий ЗАКС не свыше 5 лет 4) 4) Не вправе управлять и (или) распоряжаться средствами бюджета субъекта РФ 5) 5) ЗАКС правомочен, если избрано не менее 2/3 от общего состава депутатов 6) 6) Численность ЗАКС 7) 7) Основные функции ЗАКС 8) 8) Вопросы, по которым должны приниматься законы субъекта РФ (см. ниже) 9) 9) 10 вопросов, по которым должны быть приняты постановления ЗАКС 10) 10) Субъекты и порядок осуществления законодательной инициативы 11) 11) Порядок обнародования и вступления в силу нормативных актов 12) 12) Порядок досрочного прекращения полномочий ЗАКС 12) 12) Ограничения, связанные с депутатской деятельностью 13) 13) Гарантии депутатской деятельности

8 Вопросы, которые регулируются только законами субъекта РФ 1) 1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; 2) 2) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации; 3) 3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; 4) 4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ; 5) 5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; 6) 6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; 7) 7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 8) 8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; 9) 9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 10) 10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; 11) 11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; 12) 12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

9 Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС (ответственность ЗАКС) 1. Самороспуск Решение принимается самим ЗАКС в порядке, определяемом законом субъекта РФ 2. Роспуск высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ 1. Принятие акта, противоречащего федеральным, если ЗАКС не устранил противоречия в течение 6 месяцев после судебного решения (?!) 2. Отсутствие заседаний в течение 3 месяцев 3. Роспуск по судебному решению Вступление в силу решения федерального суда, высшего на территории субъекта РФ, о неправомочности данного состава депутатов ЗАКС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий 4. Роспуск Президентом РФ Сначала – предупреждение, если: ЗАКС принял противоречащий федеральному зак- ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и ЗАКС принял противоречащий федеральному зак- ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС 5. Роспуск Президентом РФ Если после представления в третий раз кандидатуры на должность Главы субъекта РФ ЗАКС принял решение об ее отклонении либо вообще не принял решения

10 Особенности статуса депутата ЗАКС Депутат может осуществлять деятельность: Депутат может осуществлять деятельность: на профессиональной постоянной основе, на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности без отрыва от основной деятельности В то же время депутат ЗАКС не вправе: В то же время депутат ЗАКС не вправе: быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации быть судьей быть судьей замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Депутат, избранный в составе списка не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой был избран. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий в депутатское объединение (во фракцию), может быть членом только той политической партии, в депутатское объединение (во фракцию) которой он входит Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него. Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него.

11 Система органов исполнительной власти субъектов РФ Возглавляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения ФОИВ и ОИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Кто же это – высшее должностное лицо?

12 Основные функции и полномочия главы субъекта РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; вправе требовать созыва внеочередного заседания ЗАКС, а также созывать вновь избранный ЗАКС на первое заседание ранее установленного срока; вправе участвовать в работе ЗАКС с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с РФ Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством

Федеральные модели организации региональной исполнительной власти. Модель 1 Высшее должностное лицо непосредственно руководит высшим исполнительным органом. Оно вправе путём издания самостоятельного правового акта формировать высший исполнительный орган, а также распускать его без одновременного сложения своих полномочий. 13

Федеральные модели организации региональной исполнительной власти. Модель 2 Высшее должностное лицо не входит в состав высшего исполнительного органа и не осуществляет непосредственного руководства им. Высшее должностное лицо не входит в состав высшего исполнительного органа и не осуществляет непосредственного руководства им. Высшее должностное лицо формирует/распускает высший исполнительный орган, который возглавляется назначаемым должностным лицом (например, премьер-министром). Высшее должностное лицо формирует/распускает высший исполнительный орган, который возглавляется назначаемым должностным лицом (например, премьер-министром). Высший исполнительный орган в лице своего руководителя самостоятельно формирует иные региональные органы исполнительной власти. Высший исполнительный орган в лице своего руководителя самостоятельно формирует иные региональные органы исполнительной власти. 14

Федеральные модели организации региональной исполнительной власти. Модель 3 Нет высшего должностного лица. Полномочия руководителя высшего исполнительного органа аналогичны полномочиям высшего должностного лица. 15

Модели региональной исполнительной власти. Модель 1. Система исполнительной власти субъекта РФ, в которой учреждается должность высшего должностного лица, непосредственно руководящего на принципе единоначалия высшим исполнительным органом государственной власти. 16

Модели региональной исполнительной власти. Модель 2. Система исполнительной власти субъекта РФ, в которой высшее должностное лицо является главой исполнительной власти и руководителем коллегиального высшего исполнительного органа субъекта РФ. 17

Модели региональной исполнительной власти. Модель 3. Система исполнительной власти субъекта РФ, в которой высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган, однако при этом конституцией (уставом) субъекта РФ предусматривается должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (например, председателя правительства, премьер-министра), которую замещает другое лицо. Система исполнительной власти субъекта РФ, в которой высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган, однако при этом конституцией (уставом) субъекта РФ предусматривается должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (например, председателя правительства, премьер-министра), которую замещает другое лицо. 18

Модели региональной исполнительной власти. Модель 4. Система исполнительной власти субъекта РФ, в которой отсутствует должность высшего должностного лица, а его функции и полномочия осуществляет руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. 19

20 Ответственность главы субъекта РФ перед Президентом РФ Президент РФ: выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом принимает или не принимает добровольную отставку принимает или не принимает добровольную отставку вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям назначает ВРИО Главы назначает ВРИО Главы

21 Система органов власти субъектов РФ Взаимоотношения ветвей власти ЗАКС вправе предложить Главе внести изменения/дополнения в его акты либо отменить их вправе предложить Главе внести изменения/дополнения в его акты либо отменить их вправе выразить недоверие Главе, но решает Президент РФ вправе выразить недоверие Главе, но решает Президент РФ может принимать участие в формировании высшего ОИВ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего ОИВ (формы участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта) может принимать участие в формировании высшего ОИВ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего ОИВ (формы участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта) вправе выразить недоверие руководителям ОИВ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта вправе выразить недоверие руководителям ОИВ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта решение о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия решение о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствияГлава направляет в ЗАКС свои нормативные акты направляет в ЗАКС свои нормативные акты вправе предложить ЗАКС внести изменения/дополнения в его постановления либо отменить их вправе предложить ЗАКС внести изменения/дополнения в его постановления либо отменить их вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ЗАКС в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, ФЗ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а ЗАКС не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ЗАКС в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, ФЗ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а ЗАКС не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения

22 Выводы Унификация организационно- политической структуры, а, следовательно, невозможность учета социальной, культурной, исторической, экономической специфики регионов. Унификация организационно- политической структуры, а, следовательно, невозможность учета социальной, культурной, исторической, экономической специфики регионов. Невозможность на региональном уровне создать систему политической конкуренции, т.к. существует огромный дисбаланс властных полномочий, усиливающийся в связи с участием федерального центра в политической жизни. Невозможность на региональном уровне создать систему политической конкуренции, т.к. существует огромный дисбаланс властных полномочий, усиливающийся в связи с участием федерального центра в политической жизни.

23 Спасибо за внимание!