«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕМ СО СЛОВОМ» Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕМ СО СЛОВОМ» воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР детский сад 127» г. Владимир Захаровой Елены Ильиничны
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребёнка – детский сад 127»
Актуальность опыта «Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Президент РФ Д. Медведев. 04 февраля 2010г.
Теоретическое обоснование опыта. Речевое развитие средствами малых форм фольклора (Ю.Г.Илларионова, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, К.Д.Ушинский, Е.А.Коменский) Общетеоретические вопросы развития речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздёва, Л.С.Выготский) Восприятие художественных произведений, русского фольклора (Н.С.Карпинская, Н.А.Орланова, О.С.Ушакова) Проблемы развития связной речи (О.С.Ушакова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина) Развитие интереса к словесному творчеству (Л.В.Ворошнина, М.М.Рыбакова, А.Е.Шибицкая) Процесс овладения связной речью (А.М.Бородич, В.В.Гербова, Л.С.Выготский, В.И.Ядэшко)
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников при работе над развитием связной речи и экспериментированием со словом.ЗАДАЧИ: Изучить литературу по развитию творческих способностей при работе над связной речью. Создать педагогические условия, способствующие развитию связной речи, обогащению словарного запаса, достижению высокого уровня развития разговорной речи. Развить познавательную речевую активность через вовлечение детей в процесс «речетворчества» и стихосложения. Дать теоретическое обоснование влияния экспериментирования со словом на развитие познавательной деятельности старших дошкольников. Отследить эффективность работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством диагностик. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации дошкольников к речевой деятельности.
Уча других, мы учимся сами. (Сенека). Творческие способности – один из главных факторов и важнейшее условие творческого потенциала личности. Экспериментирование со словом - реализация естественной потребности в стихотворчестве на основе работы со словом Связная речь – наиболее сложный вид речевой деятельности Развитие всех качеств творческой личности, залог успешности в будущем
Виды творческих способностей:. Гибкость мышления Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний Способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту Способность ассоциировать отдалённые понятия Способность видеть проблему там, где её не видят другие Творческое воображение
Принципы работы по развитию речи: 1. Доступность, конкретность. 2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей и состояния их здоровья. 3. Соблюдение двигательной активности при непосредственно организованной деятельности. 4. Наличие положительных эмоций в процессе обучения и общения. 5. Развитие желания ребёнка сделать и узнать новое, развитие любознательности. 6. Реализация потребности в общении.
Тематика бесед Методические приёмы Беседы на общие темы Этические беседы Беседы на бытовые темы Вопросы Указания Использование литературы и наглядного материала Объяснения Рассказ педагога
Рассказы из личного опыта
РАЗВИВАЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, важно: применять методы и приёмы, поддерживающие длительный интерес применять здоровьесберегающие технологии во всех видах деятельности вместо физкультминуток использовать обучающие игры подвижного характера создавать и стимулировать мотивацию деятельности ребенка учить поддерживать разговор, участвовать в осуждении, аргументировать свои ответы использовать упражнения для обогащения и развития словаря
Приёмы обучения рассказыванию Образец рассказа педагога Использование плана рассказа Оценка рассказа детей Составление рассказа по частям Демонстрация наглядного материала Использование вопросов и элементарных указаний Коллективное составление рассказа
Виды заданий для обучения творческому рассказыванию 1. Придумывание продолжения и завершения рассказа, предложенного воспитателем. 2. Придумывание по плану воспитателя. 3. Придумывание по теме, предложенной воспитателем, без плана. 4. Придумывание на самостоятельно выбранную тему. 5. Придумывание рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, сохраняя героев. 6. Придумывание небылиц.
Обогащается словарный запас Развивается поэтическое чутьё Речь становится более выразительной Формируется способность тоньше чувствовать значение слова Формируется любовь к родному языку Развивается творческий потенциал Формируется активная жизненная позиция Педагогическая ценность стихосложения Формируется творческая личность
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕН- ТИРОВАНИЯ СО СЛОВОМ 3.Подборка рифмы к слову 2.Нахождение рифмующихся слов в группе 1.Игровые задания и упражнения 6.Изготовле- ние книжек- малышек 5.Сочинение двустиший 4.Подборка рифмы к словосочета -нию
ВОТ ТАКИЕ ЧУДО-КНИЖКИ ДАРИМ МЫ ВЫПУСКНИКАМ! В НИХ СМЕШНЫЕ ГОВОРИЛКИ, ИНТЕРЕСНЫЕ СМЕШИЛКИ, ЕСТЬ, КОНЕЧНО, ОБЪЯСНЯЛКИ И СТИХИ ЕСТЬ ТОЖЕ ТАМ!
ДИАГНОСТИК И КОНСПЕКТОВ МНОГО НАДО ИЗУЧАТЬ. И, КОНЕЧНО, ИГР РАЗНЫХ ЕЩЁ БОЛЬШЕ НУЖНО ЗНАТЬ. МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ ВСЕГДА НУЖНО МНОГО ВСЯКИХ РАЗНЫХ, ЧТОБ РАБОТА ЧЁТКО ШЛА!
ДЕТИ ЛЮБЯТ РАССУЖДАТЬ, ЛЮБЯТ МНОГО ОБЪЯСНЯТЬ, ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ, А ПОТОМ ВСЁ РАССКАЗАТЬ. МЫ ВСЁ ЭТО СОБИРАЕМ И КРАСИВО ОФОРМЛЯЕМ. НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНЬЯХ ВСЕХ ПРИЯТНО УДИВЛЯЕМ.
В детском саду весело. У нас как на качелях: Пять дней в садике и два выходных. А потом опять в детский сад. Веселиться можно только у нас. Гулять можно только у нас. И вообще здесь можно всё! Здесь добрые люди: Если устал – спать ложись. Если проснулся – иди играть. Если голова болит – сразу мамочка заберёт. Вот и вечер пришёл. Можно идти по домам. (Ангелина Канашова) *** Разноцветная поляна! Там все ходят босиком. Разноцветная поляна, Там все бегают кругом. (Маша Волкова) *** Моя подружка – Хорошая девчушка. Мы с ней дружим И бежим по лужам. (Даша Постникова) Стихи, созданные детьми
Работа с родителями: 1.Открытые комплексные занятия, доступные для повторения дома. 2.Выставки книг, педагогической литературы. 3.Индивидуальные и групповые консультации по речевому развитию. 4.Краткие советы, небольшие тексты для использования в общении с ребёнком. 5.Выставки работ детей с результатами их речетворчества. 6.Конкурсы для всей семьи по разным видам деятельности. 7.Рекомендации по обогащению детей новыми впечатлениями. 8.Привлечение родителей к подготовке и участию в праздниках и развлечениях.
Образцы оформления группы детскими работами
Результативность работы Положительная динамика развития творческих способностей старших дошкольников - предпосылка развития творческих, уверенных в себе людей.
Уровень речевого развития
Наличие интереса к экспериментированию со словом
Умение составить рассказ из личного опыта
Весёлая минутка Настя С.: У меня папа начальник, а мама заплетальщица всякого разного!» София К.: Я задачу задачивала. Я её значит придумывала. Таисия Т.: Елена Ильинична будет шить платье для куклы. Она у нас шильщица! Маша В.: Есть такая болезнь «кашляница»? Нет! Значит я её придумала. Ксюша М.: Девочки в конкурсе получили грамоты. Они у нас грамотёры!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!