Белорусский Государственный Университет ГУО «Центр проблем развития образования» Ольшевская Мария Владимировна Коммуникативно-когнитивный подход к обучению чтению студентов юридических специальностей англоязычных профессионально- ориентированных текстов Научный руководитель: доцент, доктор педагогических наук Хведченя Л.В.
Содержание Актуальность темы исследования Цель исследования Задачи исследования Объект исследования Предмет исследования Научная гипотеза Методика исследования Источники и литература Основные результаты Положения, выносимые на защиту
Актуальность темы исследования Коммуникативно-когнитивный подход получил широкое распространение в обучении общелитературному иностранному языку как средней, так и высшей школе. Однако использование данного подхода изучено мало в обучении языку специальности и его аспектам и в частности, обучении чтению англоязычным профессионально-ориентированным юридическим текстам. Содержание
Цель исследования Целью исследования является теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментально-опытная проверка методики обучения чтению профессионально-ориентированным юридическим текстам в рамках коммуникативно- когнитивного подхода. Содержание
Задачи исследования: рассмотреть коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку: с точки зрения методики, психологии и лингвистики. Содержание
Задачи исследования: Рассмотреть компонентный состав когнитивно- коммуникативного умения читать англоязычные профессионально-ориентированные тексты, выделив в нем универсальные (основные) компоненты. Содержание
Задачи исследования: Проверить эффективность разработанной системы упражнений в условиях опытного обучения. Содержание
Объект исследования процесс обучения чтению студентов юридических специальностей англоязычных профессионально- ориентированным текстам. Содержание
Предмет исследования методика формирования коммуникативно-когнитивных умений чтения как основы развития умения читать иноязычную литературу по специальности Содержание
Научная гипотеза Процесс обучения чтению профессионально-ориентированных текстов будет более эффективным по уровню и более экономичным по времени при условии формирования коммуникативно-когнитивных умений. Содержание
Методика исследования Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования и смежной с нею проблематике; Наблюдения различных видов и назначения за процессом обучения английскому юридическому языку как языку специальности; Анализ текстового материала современной английской прессы; Анализ действующих учебников по английскому юридическому языку как языку специальности; Поисково-экспериментальная и опытная проверки разработанной системы упражнений и в целом методики обучению когнитивно-коммуникативному умению читать англоязычные профессионально-ориентированные юридические тексты; Анализ результатов поисково-экспериментального и опытного обучения. Содержание
Источники и литература При написании магистерской диссертации использовались материалы Национального Архива Республики Беларусь, а также около 50 единиц литературы, включая современные зарубежные издания, интернет ресурсы, опубликованные кандидатские диссертации, монографии и др. Содержание
Основные результаты Определены принципы отбора содержания чтения и методические принципы, применение которых служит основой для формирования коммуникативно-когнитивных умений чтения. Составлен словарь юридических терминов. Разработан комплекс коммуникативно ориентированных упражнений в соответствии с закономерностями когнитивной и познавательной деятельности, что позволяет развить у студентов умение читать литературу по специальности. Содержание
Положения, выносимые на защиту: целенаправленное, последовательное и взаимосвязное формирование коммуникативно-когнитивных умений чтения является достаточным для успешного развития умения читать и понимать иноязычную литературу по специальности на иностранном языке. содержание процесса формирования коммуникативно- когнитивных умений чтения как основы умения читать профессионально-ориентированную литературу составляют: лингвистические, психологические и методические компоненты. Содержание
Спасибо за внимание.