Диагностика ранней одаренности – теории и практика Концепция одаренности : «Одаренные дети - это дети, демонстрирующие выдающиеся достижения в том или ином виде деятельности или в нескольких деятельностях одновременно»
Отношение к одаренности – показатель зрелости общества Одаренность – благо, общественное богатство, требующее бережного отношения и создания условий для развития и, следовательно, ранней диагностики Одаренность – отклонение от нормы, стоящее в одном ряду с сумасшествием, требует настороженного отношения или замалчивания
Роль образования в развитии одаренности Образование развивает врожденные задатки, превращая их в актуальные способности Диагностика помогает как можно раньше выявить одаренных детей и начать работу по их развитию и психологической помощи
Структурные компоненты одаренности, позволяющие выявлять одаренных детей Познавательная активность Интеллектуальные и творческие способности Личностные и социальные особенности
Познавательная активность одаренного ребенка Стремление к познанию нового Ненасыщаемая потребность в новых знаниях Доминирование познавательной потребности над другими Приоритет познавательной деятельности над игровой и другими видами деятельности
Интеллектуальные и творческие способности и виды одаренности Интеллектуальные способности помогают решать задачи, имеющие один правильный ответ, связаны с образным и логическим мышлением – обуславливают интеллектуальную одаренность Творческие способности помогают решать задачи, имеющие множество вариантов решения, связаны с воображением – обуславливают творческую одаренность
Личностные особенности Повышенная эмоциональная чувствительность и подвижность Высокие притязания Перфекционизм Нестабильная самооценка Повышенный интерес к морально- нравственным проблемам Чувство юмора, сарказм
Методы выявления ранней одаренности Диагностика уровня развития познавательной активности Диагностика уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей Диагностика выявления уровня развития творческих способностей Диагностика личностных особенностей
Диагностика уровня развития познавательной активности Вопросы к картинкам Наблюдение в обыденной жизни и развивающих ситуациях Беседа с родителями
Диагностика уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей Стандартизованные методики: Эталоны Перцептивное моделирование Схематизация Систематизация Анализ познавательной и конструктивной деятельностей
Диагностика уровня развития творческих способностей Невербальное воображение Дорисовывание Анализ изобразительной и конструктивной деятельностей Вербальное воображение Придумывание сказки, рассказа Анализ игровой, художественно- речевой деятельностей
Диагностика личностных особенностей Наблюдение в общении со сверстниками Наблюдение в общении со взрослыми Наблюдение в образовательных и развивающих ситуациях Наблюдение в игре и других видах деятельности Беседа с родителями
Работа психолога с одаренными детьми система диагностики познавательных и творческих способностей, позволяющая : выявление одаренных детей дошкольного возраста ( с 5 лет) и отслеживание их развития на протяжении всего времени нахождения в дошкольном учреждении составление маршрута развития для каждого одаренного ребенка с учетом профиля его одаренности и специфики группы работа с родителями одаренных детей