Методология оценки результатов обучения и сертификации квалификаций в рамках компетентностного подхода Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник, к.п.н.
Принцип стандартизации сменяется принципом разнообразия (диверсификации и дифференциации) Происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов Базисное планирование переносится на локальный уровень Отсутствие (или переосмысление) инвариантных истин и ценностей В ТО ЖЕ ВРЕМЯ Глобализация и интеграция, формирование «наднациональных» структур (например, Евросоюз) на основе равноправных и добровольных соглашений «Принцип производительности» сменяется «принципом удовольствия» (организация труда человека на основе достижений технического прогресса в целях самореализации и проявление творческого начала) Основные черты постиндустриального общества КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА СМЕНУ КВАЛИФИКАЦИОННОМУ (акцент на способы деятельности)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (LEARNING OUTCOMES) «результаты самообразования» «результаты развития» результаты саморазвития Новая образовательная среда, направленная на полное овладение деятельностью Переход к программам и образовательным системам, основанным на индивидуальных образовательных траекториях НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СИСТЕМЕ КВАЛИФИКАЦИЙ Взаимодействие команды преподавателей, руководителей практики между собой и с работодателями Результаты программы - достижения обучающегося, а не достижения самих образовательных организаций
КВАЛИФИКАЦИЯ Готовность к выполнению определенного вида деятельности ВОЗМОЖНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ ЦЕЛИКОМ ИЛИ ПО ЧАСТЯМ (ПРИНЦИП LLL) ОПОП обеспечивает доступ к определенному квалификационному уровню (как один из путей)
Аттестация по Дисциплине Междисципли- нарная аттестация «Квалификацион- ная» аттестация ЭТАПНОСТЬ: НАКОПЛЕНИЕ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Профессионально значимая научная информация Способы теоретической деятельности на воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач Общекультурные, общепрофессиональные компетенции (ВПО), общие компетенции (СПО,НПО) на перенос, применение информации, актуализацию умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности Общие (ОК, ОПК) и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД) на выполнение ВПД, сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ
Междисциплинарный экзамен Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин (Россия) Оценивание компетенций затруднено или невозможно Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу (Великобритания, Германия, США) Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации Междисциплинарная аттестация
НРК Общероссийский классификатор образовательных программ Общероссийский реестр квалификаций ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС ПС ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ РАЗРАБОТКИ ОТ РЫНКА ДИПЛОМОВ К РЫНКУ КВАЛИФИКАЦИЙ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НРК РФ В СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ: НРК – ОРК – ПС – (ФГОС) – (программа)/квалификация – оценочные средства ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 1. Определение состава рабочей группы 2. Планирование и ресурсное обеспечение работы групп (средства связи, помещения, компьютеры, финансы, необходимая документация в бумажном и эл.видах и др.). 2. Разработка (метод фокус-групп) 3. Экспертиза и согласование с заинтересованными сторонами 4. Утверждение 1.Компетентностный подход (формулировка целей обучения (формального и неформального) как компетенций (трудовых функций), востребованных в профессиональной деятельности современного работника) 2.Изменение смыслового наполнения термина «результаты обучения» 3.Функциональный анализ деятельности (правила малых чисел, автономности) 4.Принципы объективности (независимости), диагностируемости, социальной значимости, интегративности, адаптируемости ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА – НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ДЕКОМПОЗИЦИИ ОБЩИЙ ПРИНЦИП РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ: «ПРИМЕНЕНИЕ», А НЕ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Контакты , Москва, ул. Черняховского, д. 9 Тел.: (499)