Методология моделирования процессов IDEF3
Основные вопросы Понятие динамического моделирования Методология IDEF3 Основные элементы динамической модели Правила и особенности построения IDEF3-модели Декомпозиция в IDEF3
Что отражает модель IDEF3? В общем случае, процесс – это упорядоченная последовательность действий. Следовательно, процессная модель IDEF3 позволяет: Отразить последовательность процессов Показать логику взаимодействия элементов системы. Цель IDEF3 Цель IDEF3 - дать возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также объекты, участвующие совместно в одном процессе.
Основные компоненты IDEF3- модели Основными элементами IDEF3-модели являются: 1) единицы работ; 2) связи; 3) перекрестки; 4) объекты ссылок.
Единицы работ Единица работ (UOW, Unit of Work) является центральным компонентом модели. Номер работы является уникальным, присваивается при ее создании и не меняется никогда Словосочетание с отглагольным существительным, изображающим действие (выполнение, изготовление,…) Или Инфинитив глагола (изготовить продукцию)
Связи Связи показывают взаимоотношения работ. Связи однонаправлены и могут быть направлены куда угодно Обычно диаграммы рисуют таким образом, чтобы связи были направлены слева направо Различают 3 типа связей: Старшая стрелка Стрелка отношений Поток объектов.
Связь «старшая стрелка» Связь типа «временное предшествование» - Precedence Соединяет единицы работ Показывает, что работа-источник должна быть закончена прежде, чем начнется работа-цель ´ ´
Стрелка отношений Связь типа нечеткое отношение - Relational Изображается в виде пунктирной линии, используется для изображения связи между единицами работ, а также между единицами работ и объектами ссылок ´ 1.2 ´
Поток объектов Стрелка, изображающая поток объектов - Object Flow Применяется для описания того факта, что объект используется в двух и более единицах работ, например, когда объект порождается в одной работе и используется в другой
Перекрестки (соединения) Используются для отображения логики взаимодействия стрелок при их слиянии или разветвлении, для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния и разветвления стрелок. Перекрестки не могут быть одновременно использованы для слияния и разветвления стрелок. Все перекрестки на диаграммах нумеруются, каждый номер имеет префикс J. В отличие от других методологий (IDEF0, DFD) стрелки могут сливаться или разветвляться только через перекрестки.
Типы перекрестков Обозна- чение Наименов ание Смысл в случае слияния стрелок Смысл в случае разветвления стрелок Асинхрон- ное «И» Все предшествующие процессы должны быть завершены Все последующие процессы должны быть запущены Синхрон- ное «И» Все предшествующие процессы должны быть завершены одновременно Все последующие процессы запускаются одновременно Асинхрон- ное «ИЛИ» Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Типы перекрестков Обозна- чение Наименов ание Смысл в случае слияния стрелок Смысл в случае разветвления стрелок Синхронн ое «ИЛИ» Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены одновременно Один или несколько следующих процессов должны быть запущены одновременно Эксклюзи вное (исключа ющее) «ИЛИ» Только один предшествующий процесс должен быть завершен Только один следующий процесс запускается
Правила создания перекрестков 1. Каждому перекрестку для слияния должен предшествовать перекресток для разветвления. 2. Перекресток для слияния «И» не может следовать за перекрестком для разветвления типа синхронного или асинхронного «ИЛИ»
Правила создания перекрестков «И» «ИЛИ» 3. Перекресток для слияния «И» не может следовать за перекрестком типа исключительного «ИЛИ»
Правила создания перекрестков 4. Перекресток для слияния типа исключительного «ИЛИ» не может следовать за перекрестком для разветвления типа «И» 5. Перекресток, имеющий одну стрелку на одной стороне, должен иметь более одной стрелки на другой.
Примеры
Примеры
Примеры
Комбинации перекрестков Перекрестки могут комбинироваться для создания сложных соединений
Объект ссылок выражает идею, концепцию данных, которые нельзя связать со стрелкой, перекрестком, работой используется при построении диаграммы для привлечения внимания пользователя к каким- либо важным аспектам модели
Объект ссылок Официальная спецификация IDEF3 различает 3 стиля объектов ссылок – безусловные (unconditional), синхронные (synchronous), асинхронные (asynchronous). BPWin поддерживает только безусловные объекты ссылок.
Типы объектов ссылок Тип объекта ссылок Назначение 1. ObjectИспользуется для описания того, что в действии принимает участие какой-либо заслуживающий отдельного внимания объект 2. Ссылка GOTO Используется для реализации цикличности выполнения действий. Этот объект также может относиться к перекрестку 3. Единица действий UOB (Unit of Behavior) Используется для многократного отображения на диаграмме одного и того же действия, но без цикла
Типы объектов ссылок Тип объекта ссылок Назначение 4. Заметка (Note) Используется для документирования какой-либо важной информации общего характера, относящейся к изображаемому на диаграммах. Служит альтернативой методу помещения текстовых заметок непосредственно на диаграммах 5. Уточнение Elaboration (ELAB) Для уточнения или более подробного описания изображаемого на диаграмме. Обычно используется для детального описания разветвления или слияния стрелок на перекрестках
Декомпозиция работ в IDEF3 В IDEF3 декомпозиция используется для детализации работ. Методология IDEF3 позволяет декомпозировать работу многократно, т.е. работа может иметь множество дочерних работ. альтернативные потоки Это позволяет в одной модели описать альтернативные потоки. Возможность множественной декомпозиции предъявляет дополнительные требования к нумерации работ
Нумерация работ в IDEF3 Номер работы состоит из номера родительской работы, версии декомпозиции и собственного номера работы на текущей диаграмме Номер родительской работы Версия декомпозиции Собственный номер единицы работ
Первая декомпозиция работы 1.2 Структура множественной декомпозиции работ Вторая декомпозиция работы 1.2
Пример построения модели IDEF3 Рассмотрим на примере построения динамической модели процесса «Выполнение курсовой работы» Начнем с построения контекстной диаграммы 1.1 Выполнение курсовой работы
Пример построения модели IDEF Получение задания Подбор литературы Выполнение разделов к/р Посещение консультаций Оформление пояснит. записки Защита OBJECT/ Преподаватель Примечание Примечание: Обратите внимание на нумерацию единиц работ. Родительской является работа с собственным номером 1. Она декомпозируется первый раз, следовательно, версия декомпозиции = 1, далее следует собственный номер единицы работ в рамках модели (2-7). Выполним декомпозицию контекстной диаграммы: & J1 & J2
Пример построения модели IDEF Написание теор.части Выполнение расчетов Построение графиков Оформление ELAB/ Если есть ошибки в расчетах – внесение исправлений Выполним декомпозицию UOW 4 – «Выполнение разделов к/р» & J3 & J4 Х J5 Х J6
Пример построения модели IDEF3 сценария Продекомпозируем повторно контекстную диаграмму (в виде сценария IDEF3 для выполнения курсовой работы по «Информатике и программированию») Получение задания Построение блок-схемы Математическое моделирование Написание программы Тестирование и отладка Оформление поясн. записки GOTO/ При обнаружении ошибок при тестировании возврат к & J7 & J8
Изученные понятия Динамическое моделирование Методология IDEF3 Единица работ (UOW) Связь (старшая стрелка, нечеткое отношение, поток объектов) Перекресток ((а)синхронное «И», «ИЛИ», эксклюзивное «ИЛИ») Объект ссылок (Object, GOTO, UOB, ELAB, Note) Декомпозиция работ