«Основные направления внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования» Пронин Александр Викторович, директор Департамента развития ИКТ Министерства образования и науки Российской Федерации
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Министерство образования и науки Российской Федерации Директор Департамента развития информационно- коммуникационных технологий А.В. Пронин
2 Основные источники финансирования Приоритетный национальный проект «Образование» ( годы) 1 1 Федеральная целевая программа развития образования на годы 2 2 Федеральная целевая программа развития образования на годы 3 3 Средства Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 4 4
3 Доступ к Интернет Все ОУ подключены к Интернет за счет федерального бюджета Интернет полностью обеспечивается из бюджетов субъектов РФ
4 Образовательные Интернет-ресурсы Центральная библиотека образовательных ресурсов книг Единое окно доступа к образовательным ресурсам более ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов более ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов более ресурсов Интернет
5 Мировые тенденции реализации проектов в области информатизации образования Развитие технической инфраструктуры Специализированное обучение работников системы образования Отдельные электронные образовательные объекты, носящие демонстрационный характер Целостные образовательные платформы, способствующие развитию творческой и исследовательской активности школьников Применение ЭОР в отдельных учебных программах Нацеленность на выполнение всех требований стандартов в организации обучения в целом
Ключевые направления проекта по развитию ЭОР 6 Разработка ЭОР, реализующих требования новых ФГОС для начального образования и для дошкольного образования Разработка и освоение педагогами методик и сценариев проведения занятий с использованием ЭОР Развитие и поддержка сетевых образовательных сообществ педагогов Обеспечение совместимости ЭОР с различными программно- технологическими платформами и системами Внедрение ЭОР в учебный процесс Культурно- познавательные сервисы Доля учащихся с ОВЗ, для которых обеспечена возможность обучения с использованием ЭОР Доля ОУ, использующих ЭОР в образовательном процессе Доля учителей начального общего образования, использующих ЭОР в образовательном процессе Доля учителей основного и полного общего образования, использующих ЭОР в образовательном процессе Среднее количество обращений пользователей к ФСИОР Количество культурно- познавательных ЭОР % 12% % 45% % 12% % 25%
7 Задачи Эксперимента по пробации ИМЭУ в общеобразовательных учреждениях Исследование учебно-методических, дидактических и иных возможностей использования ИМЭУ в учебном процессе 1 1 Анализ правовых аспектов внедрения ИМЭУ 2 2 Анализ соответствия различных типов устройств гигиеническим требованиям для здоровья школьников 3 3 Анализ социально-экономического эффекта внедрения ИМЭУ в сравнении с классическими школьными учебниками 4 4
8 Планируемые результаты Эксперимента Ожидаемый результат Комментарии «Новые учителя» Перечень ключевых компетенций педагогических и управленческих кадров для реализации образовательного процесса с использованием ИМЭУ. Система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров Модели реализации образовательного процесса с использованием ИМЭУ Модель организации образовательного процесса с использованием ИМЭУ. Модель использования ИМЭУ при самостоятельной, проектной, исследовательской работе учащегося. Модель оценки образовательных результатов учащихся при использовании ИМЭУ Организационная модель внедрения ИМЭУ Вопросы передачи устройств учащимся. Ремонт и обслуживание устройств. Обновление контента. Повышение квалификации педагогических работников Система оценивания образовательных результатов. Система мониторинга внедрения и эксплуатации ИМЭУ. Утилизация непригодных к использованию технических устройств. Поддержка образовательных учреждений, использующих ИМЭУ Методическая поддержка. Техническая поддержка. Поддержка инновационной деятельности педагогов Рекомендации производителям и издателям Рекомендации производителям МЭУ и издателям ИМЭУ по окончании периода апробации, на основе анкетирования педагогов, учащихся, родителей, участвующих в эксперименте
9 Свободное программное обеспечение Сделано в 2008 – 2010 годах на федеральном уровне Сделано в 2008 – 2010 годах на федеральном уровне введен в промышленную эксплуатацию разработанный в 2008 году репозиторий ПСПО, дополненный новыми программными продуктами; разработаны и введены в эксплуатацию подсистемы информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО через сеть Интернет и обеспечена единая точка доступа к интернет-сервисам поддержки пользователей; актуализированы учебно-методические материалы для непрерывного повышения квалификации административно-педагогических и педагогических работников ОУ по использованию ПСПО в профессиональной деятельности; создан портал технической и информационно-методической поддержки по использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе ( проведено обучение и тестирование педагогических и административно- педагогических работников ОУ (не менее одного представителя от каждого ОУ); подготовлено тьюторов. заключены соглашения с субъектами Российской Федерации в целях увеличения доли ОУ, использующих разработанный пакет ПСПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по субъекту Российской Федерации до 25% в 2010 году и 35% в 2011 году. Сделано в 2008 – 2010 годах в субъектах Российской Федерации Сделано в 2008 – 2010 годах в субъектах Российской Федерации созданы центры методической поддержки внедрения ПСПО; осуществляется контроль за прохождением обучения административно-педагогических и педагогических кадров ОУ внедрению и использованию ПСПО; обеспечивается организация опытных зон по использованию ПСПО в каждом ОУ региона; на конец 2010 года доля использования СПО в ОУ составила 35% год реализация проекта «Стимулирование развития информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно- исследовательской и образовательной деятельности», включающего: модернизацию и сопровождение системы технической поддержки пользователей СПО в научных и образовательных учреждениях разработку драйверов для операционных систем на основе СПО для переферийного оборудования, используемого в образовательных учреждениях
10 Инициативы Формирование единого информационного пространства сферы образования. Обеспечение сокращения видов и объемов предоставляемой образовательными учреждениями отчетности Распространение достижений и практического опыта по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе Формирование политики по единообразию подходов к построению в образовательных учреждениях Российской Федерации ИКТ насыщенной среды Формирование требований к информационным системам, используемым в образовательных учреждениях, соответствующих международным стандартам и требованиям, для обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке
Предоставление государственных услуг в электронном виде 11 Федеральная база данных по признанию и установлению эквивалентности иностранных документов об образовании Федеральная база данных по признанию и установлению эквивалентности иностранных документов об образовании Федеральная база данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях Федеральная база данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях Федеральная информационная система обеспечения проведения ЕГЭ и приема в образовательные учреждения ВПО и СПО Федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций Лицензирование образовательной деятельности
12 Спасибо за внимание
«Основные направления внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования» Пронин Александр Викторович, директор Департамента развития ИКТ Министерства образования и науки Российской Федерации