Технология программированного обучения теоретические основы и ее практическое применение в преподавании информатики Докладчик: Бабаева Ф.Ш. Учитель информатики МБОУ СОШ 14
Научимся программировать - научимся обучать А.Берг Управление процессом обучения – практически реализовать трудно Процесс обучения Многочисленность объектов управления Отсутствие самоуправляемости объектов управления Неразработанность технологий управления
Понятие об управлении и основные требования к управлению с позиции общей теории управления. Управление - функция и признак организованной системы, которая обеспечивает сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Требования к управлению с позиций общей теории управления и системного подхода: о Должна быть четко разработанная, сформулированная и технологически обеспеченная цель. o Отбор содержания образования и выбор методов и форм обучения должен происходить согласно поставленной цели. o Обязательное наличие обратной связи. o Адаптивность системы к условиям, в которых она функционирует. o Должен быть анализ результатов. o Должна быть коррекция действий. Рассмотрим с этих позиций концепции и технологии обучения.
Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: приспосабливающаяся. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: социогенная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская По ориентации на личностные структуры: ЗУН. По ориентации на личностные структуры: ЗУН. По характеру содержания и структуры: проникающая. По характеру содержания и структуры: проникающая. По типу управления: программная. По типу управления: программная. По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная. По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная. По подходу к ребенку: помощь По подходу к ребенку: помощь По преобладающему методу: репродуктивная. По преобладающему методу: репродуктивная. По направлению модернизации: эффективная организация и управление. По направлению модернизации: эффективная организация и управление. По категории обучаемых: любые. По категории обучаемых: любые. Целевые ориентации: эффективное обучение на основе научно разработанной программы. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка. Целевые ориентации: эффективное обучение на основе научно разработанной программы. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Концепции и технологии обучения Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности. Принципы программированного обучения 1.Определенная иерархия управляющих устройств 2.Принцип обратной связи 2.1. Прямая связь 2.2. Обратная связь 3.Шаговый процесс подачи знания 3.1. Информация (И) 3.2. Операция с обратной связью (ООС) 3.3. Контроль (К) И+ООС+К= Обучающая программа 4.Реализация возможности строгой индивидуальной работы обучаемых 5. Использование специальных технических средств для подачи материала – обучающие средства 4.
Программированное обучение В зависимости от характера шагов программы различают следующие технологические системы программированного обучения: линейная, разветвленная, смешанная. Технология линейной системы программированного обучения была разработана Б. Скинером. Предполагает безошибочное выполнение заданий, поэтому микрошаги программы и задания рассчитаны на более слабого ученика.
Технология разветвленной системы была разработана А.Краудером.
Адаптивная программа Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
1.информационный блок; 2.тестово-информационный (проверка усвоенного); 3.коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); 4.проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; 5.блок проверки и коррекции. 6.изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Блочное обучение
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Позволяет осуществлять самообучение, регулировать ее только темп работы, но и содержание учебного материала. Позволяет осуществлять самообучение, регулировать ее только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: –точно сформулированная учебная цель (целевая программа); –банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; –методическое руководство по достижению целей; –практические занятия по формированию необходимых умений; –контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней. Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Перспектива Разработать такие обучающие программы, которые позволяли бы учащимся работать и развиваться в индивидуальном темпе, выработать навыки самостоятельного поиска информации, умения ставить цели и достигать их. Разработать такие обучающие программы, которые позволяли бы учащимся работать и развиваться в индивидуальном темпе, выработать навыки самостоятельного поиска информации, умения ставить цели и достигать их. Представить результаты работы на будущих заседаниях ММО учителей информатики Представить результаты работы на будущих заседаниях ММО учителей информатики