Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования
Вечное и неизменное содержание образования: социализация Содержание деятельности системы образования: Вчера: воспроизведение идеального образца Завтра: целенаправленное содействие раскрытию и реализации уникальной личности среди уникальных личностей Сегодня: трудный поиск перехода в завтра через конвергенцию сферы образования и системы образования
Обучение + воспитание = современное образование Обучение = «положительное знание»? Воспитание = социализация? Ученик между образовательной программой школы и «образовательной программой жизни»: какая из них для него «первична»? Первична индивидуальная образовательная программа самого ученика Проблема – в становлении его субъектности /
Ученик как предмет образовательного труда Единственный и абсолютный предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования. (Стандарт 3.1
Социализация = субъектность Содержание образования есть не что иное, как содержание детско-взрослых деятельностей, способствующих достижению результата образования – становлению личности Определение и осуществление таких деятельностей – это всегда инновационный образовательный проект
«Переменные константы» социализации Собственное «Я» Родная семья Социум (люди и поведенческие нормы) Вмещающее пространство Культура и искусство Язык История (хронотоп) ООП и ИОП «на вырост» (1-11)
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт)
Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях
Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).
Проектирование содержания образования (ОП ОУ как ФИП) – 1 1. У ровень рамочных /«политических»/ задач: миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей; организация специальных сред и пространств для социализации (в том числе в «открытом социуме») превращение школы в средство социально-культурного развития «вмещающего пространства» (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.)
Проектирование содержания образования (ОП ОУ как ФИП) – 2 Уровень «внутренних» школьных задач: Уклад школы: каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат (социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса)
Открытые вопросы Ключевые компетенции и современные характеристики человеческого капитала и потенциала; Содержание современных компетентностных практик образования и в связи с этим возможные типологии результатов образования; Управленческие и институциональные решения включения компетентностных практик в существующие образовательные учреждения; Методология учета индивидуальных достижений, в том числе во внепредметных занятиях и практиках открытого образования; Социализация ребенка и проблема легитимизации его компетентностных индивидуальных достижений во «взрослом будущем»; Модернизация систем оценки качества образования под влиянием современных компетентностных практик образования; Институциализация проектов открытого образования как экспериментальных полигонов для компетентностных практик.
В чём нынешний вызов? Какие социально-образовательные практики и программы, направленные на развитие возможностей, компетенций, конкурентоспособности человека должны быть реализованы в его детстве и отрочестве? Какие технологии управления обеспечивают реализацию таких практик и программ? Управление ООП ОУ
Благодарю за внимание!