Образовательная среда и содержание дополнительного образования детей: проблема соответствия Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования МПГУ , МГДД(Ю)Т
Образование Уровни рассмотрения феномена: Социокультурный Институциональный Личностный
ОБРАЗОВАНИЕ – функция социума, обеспечивающая его воспроизводство и развитие через систему деятельности, обращенную к каждой конкретной личности с целью ее развития и социализации. Процесс образования реализуется через трансляцию культуры и социальных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. Образование распределено по всей системе человеческих отношений.
Типы культурной преемственности (по М. Мид) Постфигуративные культуры – дети учатся у своих предков. Конфигуративные культуры – дети и взрослые учатся у равных, сверстников. Префигуративные культуры – взрослые учатся также у своих детей.
Образование как социальная институция. Образование как целенаправленный процесс, осуществляемый специальными социальными институтами, сложившимися в систему учреждений и социальных объединений. В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции образования в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты.
На личностном уровне образование – развитие психических и личностных потенциалов человека, его социализация, становление его субъектности по отношению к миру, другим, деятельности, самому себе. Образование – процесс, в котором соединяются задачи развития социума и развития личности, их психологические и социокультурные потенциалы.
Развитие субъектности как целевая установка образования Создание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других» ) Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю зачем я действую» ) Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам» ) Самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам» ) Потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»)
Образовательная среда Среда – окружение, срединность пространства Образовательная – создающая условия для ОБРАЗования – определяющая образ мира и образ себя в мире
Типы взаимодействий в системе «человек – окружающая среда» (по В.И. Панову) объект – объектный (взаимодействие человека и среды на физико-химическом уровне, то есть на межобъектном уровне) объект – субъектный (активно воздействие среды на человека, пассивно принимающего эти воздействия) субъект – объектный (целенаправленное воздействие человека на среду) субъект – субъектный (активное взаимодействие человека и среды)
Субъект-субъектный тип взаимодействия (по В.И. Панову) Субъект-обособленный (активное взаимодействие человека и среды (или другого человека), при котором каждый преследует свои, не соотнесенные друг с другом цели и преследует свои интересы) Субъект-совместный (активное действие каждого субъекта подчинены решению общей цели при различии интересов) Субъект-порождающий типы (каждый субъект выступает для другого как фасилитатор совместного преобразования и объединения в единого, совокупного субъекта совместного развития)
Векторы моделирования образовательной среды (В.А. Ясвин на основе идей Я. Корчака) Пассивность Активность СвободаЗависимость Творческая средаКарьерная среда Безмятежная средаДогматическая среда
Содержание образования Содержание как совместное удержание
Дополнительное образование дополняет до целого (полноценного) Институциональная особенность системы дополнительного образования: вариативность направлений деятельности, которая ставит учащегося в ситуации выбора форм и содержания собственной деятельности; наличие различных по форме организации обучения программ и проектов, что позволяет учащимся иметь необходимую для них самих степень вовлеченности; направленность на позитивную включенность каждого учащегося в созидательную продуктивную деятельность, опираясь на его индивидуальные способности, склонности, интересы, запросы, в ходе которой происходит раскрытие их творческих потенциалов и становление субъектной позиции.
Содержание дополнительного образования определяется Мотивационной основой деятельности Целенаправленностью и уровнем произвольности деятельности Освоенностью норм деятельности Пониманием смыслов деятельности (рефлексивностью) Культурно и личностно значимой продуктивностью деятельности
Современные требования к образовательной среде в дополнительном образовании Учет возрастных особенностей детей Учет вариативности образовательного запроса Деятельностное основание построения образования Ступенчатость образовательных программ и возможность выбора уровня сложности Интерактивность методов и форм построения образования
Форма организации содержания дополнительного образования (по А.В. Леонтовичу)
Уровни организации образовательной среды учреждения дополнительного образования Образовательная программа (учебная группа) Образовательный проект (мероприятие) Образовательное пространство (интерактивная среда)
Современные требования к средовому контексту образования Привлекательность Интерактивность Коммуникативность Информативность Наглядность
Современные требования к средовому контексту образования Изменчивость Полифункциональность Динамичность Включение в деятельность Доступность и увлекательность Комфортность и доброжелательность Безопасность и надежность
Алгоритм построения образовательной среды Привлечение (адекватная и привлекательная репрезентация в различных информационных системах) Вовлечение (яркое впечатление от первого знакомства) Погружение (деятельное знакомство) Приобщение (включение в интерактивную деятельность) Обогащение (получение дополнительные материалов для дальнейшей деятельности)