Методическая разработка раздела образовательной программы по образовательной области музыка. Тема : « Интеллектуальное развитие старших дошкольников посредством овладения разными видами музыкальной деятельности ». Выполнила : музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ д / с « Журавушка » Пушкина Т. Г г.
Актуальность « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость » ( Искусствовед, видный общественный деятель, профессор Драматического института Стокгольма и Высшей школой бизнеса Скандинавии, российский скрипач Михаил Семенович Казиника )
Цель работы : Активизация интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством овладения разными видами музыкальной деятельности.
Анализ музыкальных способностей старших дошкольников на начало года
Задачи интеллектуального развития Музыкальное мышление Активизировать музыкальное мышление детей -слушание : отслеживать форму музыкального произведения, сопоставлять характер музыки и комплекс средств музыкальной выразительности в различных её частях -Музыкально – ритмические движения : сравнивать характер, содержание средства музыкальной выразительности, находить в музыкальных произведениях общее и различное. - пение : анализировать форму песни, содержание разных куплетов, сопоставление характера музыки в разных куплетах Речь Углублять знание детей о музыке и её особенностях -средство музыкальной выразительности - жанры, в том числе и театрально - драматические : опера, оперетта, балет - способы музыкального исполнительства Способствовать расширению словарного запаса для характеристики музыкальных произведений Память Побуждать детей запоминать название песен, упражнений, танцев, наиболее частых исполняемых в течении года и предназначенных для данного возраста Запоминать последовательность куплетов ( в пении ), последовательность движений ( в музыкально - ритмической деятельность ); а так же моделировать их ( в различных вариантах ). Направлять поисковую деятельность детей на развитее музыкально - интеллектуального сознания ( чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения )
Реализация задач интеллектуального развития дошкольников через виды музыкальной деятельности Виды музыкальной деятельности Восприятие ( слушание ) Певческая деятельность Музыкально - ритмическая деятельность Музыкально - инструментальн ая деятельность
Макросреда Иллюстрации к музыкальным произведениям Портреты композиторов Познавательная литература Музыкально - дидактические пособия
Микросреда Блок восприятия Блок воспроизведения Блок творчества
Восприятие Стиль музыкального произведения Характер музыкального произведения Жанр музыкального произведения Музыкальные кубикиПособие « Живые нотки » Знакомство с музыкальными инструментами Паспорта музыкальных инструментов
Работа с детьми по слушанию Работа с карточками Моделирование характера музыки движением Моделирование характера музыки цветом Условно - образное изображение характера музыки
Певческая деятельность Работа с музыкальным конструктором Работа с фланелеграфом
Пение по руке Условно - образное моделирование песни Исполнение народных песен
Музыкально - ритмическая деятельность В музыкально - ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движение пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Творческие задания Условно - схематическое моделирование танцев, хороводов, музыкально - ритмических игр
Пальчиковые игры Приобщение дошкольников к народной танцевальной культуре
Музыкально инструментальная деятельность Оркестровка музыкальных произведений Творческие задания
Музыкально - дидактические игры и пособия Музыкальный конструктор Музыкальные кроссворды Музыкально - дидактические игры для развития музыкально - сенсорных способностей Музыкальное творчество в рисунках детей
Формы организации работы с родителями Изготовление пособий для музыкального уголка Решение музыкальных кроссвордов Памятки, рекомендации
Методическое обеспечение
Анализ музыкальных способностей старших дошкольников на конец года
Заключение Вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально – творческому потенциалу России.
Спасибо за внимание