Профессиональное самоопределение как фактор социализации обучающегося в современном обществе Мастер-класс по теме профессионального развития классного руководителя класса Жараспаевой Г.Н.
Цель : помочь учащимся актуализировать профессиональное самоопределение специальной организацией их деятельности, включающей получение знаний о себе о мире профессионального труда о факторах, способствующих выбору профессии
Задачи: повысить уровень психологической компетентности учащихся, вооружив их соответствующими знаниями о себе, своих способностях, возможностях; способствовать формированию активной жизненной позиции через воспитание коммуникабельности, инициативности; формированию способности открывать себя, свой потенциал.
Сущность профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Что необходимо учащемуся для выбора профессии? Для выбора профессии учащемуся необходимо ясное представление о самом себе, своих способностях, темпераменте, умениях, интересах, притязаниях, ценностных ориентирах преимуществах, возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах.
Тематика диагностик Тест Д.Голланда по определению типа личности; Анкетирование «Мой характер и темперамент»; Опросник Климова по определению профессиональных интересов и склонностей «Что вы предпочитаете?» Тестирование «Какими Вы кажетесь окружающим?» Анкета «Смысл жизни. Нравственные ценности».
Тест Д.Голланда по определению типа личности.Для оценки профессионального личностного типа используется методика Д.Голланда. Он разработал концепцию индивидуальности для определения социальной направленности личности и выделил 6 типов: реалистический интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический. Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары выбирается одна профессия. С помощью ключа подсчитываются совпадения ответов по шести шкалам.
Диаграмма
Анкета «Мой характер и темперамент» по опроснику Г.Айзенка По типу характера можно выделить три группы: 1.Экстраверты 2.Интроверты 3.Амбиверты По темпераменту выделяется четыре типа: 1.Холерики 2.Сангвиники 3.Меланхолики 4.Флегматики Но успешность человека зависит не от темперамента, а от трудолюбия, способностей, знаний и навыков.
Каждому типу темперамента соответствует своё сочетание свойств нервной системы Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Холерик – сильный, неуравновешенный в строну возбуждения, подвижный тип нервной системы. Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы.
1010 1
Определение профессиональных интересов и склонностей по опроснику Климова 1.Методика определяет склонности – ярко выраженные интересы. Это стремление заниматься определённым видом деятельности. 2.В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе её труда: человек –природа, человек-техника, человек- человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. 3.После определения предпочтительного типа профессии, круг поиска сужается.
Ч-ТЧ-ЧЧ-ПЧ-ЗЧ-Х Кресюк Ландин Передреев Фоменко Судьина Тарасова Башарова Федосеева Балацкая Наумов Бархатов Телитен Байков Свиридов Пономарев а Калугина Анкета «Определение интересов и склонностей»
Анкета «Какими Вы кажетесь окружающим?» Результаты анкеты идут по двум направлениям: 1.Какими Вы кажетесь окружающим? 2.Какие Вы на самом деле?
Анкета «Смысл жизни. Нравстаннные ценности» С какими суждениями о смысле жизни Вы согласились бы? 1. смысл жизни в познании самого себя, окружающего мира – 6ч., 67% 2. какие жизненные ценности для Вас наиболее значимы? А)здоровье свое и близких-7ч., 78% Б)удовлетворенность от выполненной работы, интерес к ней – 6ч., 67%
Типичные ошибки при выборе профессии 1.Незнание мира профессий 2.Незнание себя 3.Незнание правил выбора профессии
Незнание мира профессий 1.Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. 2.Предубеждение в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат, переводчик). 3.Увлечение только внешней стороной профессии (например человек хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).
Незнание себя –Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей; –Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии; –Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
Неумение создать чёткий образ привлекающей нас профессиональной сферы или профессии 1.На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее, специальное, курсы или что-то ещё), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности? 2.Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно мне работать? 3.Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы? 4.Какой образ жизни я хочу вести: напряжённый, когда приходится уделять работе не только рабочее время, - или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу.
Формула выбора профессии «Хочу» Личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности) «Могу» Проблема человеческих возможностей (физиологических, психических) «Надо» Потребности рынка труда (пути и средства достижения цели)
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г.Белинский