КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Религия Китая Отсутствие жречества. Религиозные обряды выполнялись светскими главами – царями, чиновниками, главами семейств. Почтительное отношение к властям и родителям. Культ предков. Высший объект почитания - небо. «Книга песен» (Ши-цзин), «Книга истории» (Шу-цзин), «Книга перемен» (И-цзин), «Книга обрядов» (Ли-цзинь), летопись Чунь- цю. Мир первоначально находился в хаотическом состоянии. Две силы – небесная (Ян) и земная (Инь) стали приводить хаос в порядок. Космическое яйцо, внутри которого зародился человек Пань-Гу. Он раскалывает хаос на небо и землю. Из частей умершего Пань-Гу возникает космос: из дыхания – ветер и облака, из глаз – Солнце и Луна, из крови – реки и т.п. Люди – из паразитов.
«Ши-цзин»: размышления о причинах зла в мире. Если Небо всемогуще, и человек от него полностью зависит, то и зло – от Неба. Но от Неба может исходить лишь добро, значит зло – от человека, и Небо не всемогуще. «Дао» («путь») - безличный мировой закон, и космический, и нравственный. В нравственной области он связан с такими понятиями, как «ли» (почтительность, ритуал), «сяо» (почитание родителей), «ди» (почитание старшего брата).
КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 551 – 479 до Р.Х.
«Беседы и высказывания» («Лунь юй). Неукоснительное следование традиции. Культ предков. В древности люди были лучше. «Исправление имен». Забота о живых людях. Золотое правило нравственности: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». «Благородный муж» (цзюнь-цзы) – «низкий человек». Воздерживался от суждений о сверхъестественном. Высшая мироуправляющая сила – безмолвное Небо. Ниспосылаемое им предопределение должно быть познано человеком. Только в этом случае человек сможет стать благородным мужем.
Пять постоянств праведного человека Жэнь «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Человек есть то, что он сам из себя делает. Следовать Жэнь - значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. И «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий выгоды».
Ли «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Чжи здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Синь искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие.
Высказывания «Благородный муж боится трех вещей: веления неба, великих людей и слов совершенномудрых». «Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу». «Я подражаю старине, а не сочиняю, верю в старину и люблю ее» «Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга слугой, отец отцом, сын сыном». «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем». «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде».
Мэн-цзы усилил учение о Небе и учил о прирожденной доброте человека. Стремление человека к добру естественно. Ведь всем присущи сострадание, стыд, стремление к справедливости, чувство уважения, правды и неправды. Недоброта неестественна и проявляется при внешних причинах – голоде и т.п. Лучшее служение Небу – это служение справедливости. Сюнь-цзы. Зло - естественно. Ведь все люди стремятся к наживе. Если бы человек был от природы добр, не нужны были бы ни воспитание, ни законы. Учит о природе. В природе все постоянно повторяется. А небо – неизменно. Следовательно, Небо не влияет на людей. Человек сам зависит от себя.
ДАОСИЗМ «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») Лао-цзы (конец VII – нач. VI вв.)
Дао «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Безымянное дао есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей» (1). Дао бестелесно и лишено формы, а в применении неисчерпаемо. Оно является праотцем всего сущего. «Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым… Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию» (14). «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует самому себе» (25).
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян» (42). «Дао рождает [вещи], дэ вскармливает их» (54).
Человек и общество Этический идеал даосов – совершенномудрый (Шен-жень) Знающие не говорят, говорящие не знают. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (17). «Когда правительство деятельно, народ становится несчастным» (58).
«Настоящий человек предается недеянию, великий мудрец ничего не создает, лишь наблюдает за небом и землей. В них, небе и земле, заключен священный ум». «Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы». «Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен» (38).
МОИЗМ Мо-цзы (480 – 400 до Р.Х.) Трактаты «Мэн-цзы» и «Хань Фэй-цзы». Ритуал не способствует душевному развитию. В отличие от Конфуция считал, что надо любить всех, а не только ближних или чиновников. Небо любит всех. Всеобщая любовь - к взаимной выгоде. Справедливость – это то, что полезно. Но полезность не в личном плане, а для всего общества. Отрицание фатализма. Люди сами определяют свои действия.
Высказывания Те, кто утверждает веру в судьбу, тем самым приносят горе простолюдинам. Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить. Нет ничего лучше, чем взять за образец небо. Беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга.
ЛЕГИЗМ Легизм (школа законников, фа-цзя). Шан Ян (390–338 до н. э.) автор канона «Книга правителя области Шан». Значительный вклад в учение внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.). Правитель должен иметь способность «видеть глазами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной». Подобно Небу, он не может быть к кому-нибудь особо благосклонным. Небо допускает стихийные бедствия – правитель должен использовать наказания. Заимствования: Из даосизма: природа значимее культуры. Из моизма: утилитаристский подход к человеческим ценностям.
В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к верховенству закона. Совесть заменили страхом. Государство – это бездушный механизм, возглавляемый деспотом- правителем. Высшая цель правителя –объединение Китая. Необходимо упразднить философию. Идеал законников был реализован в империи Цинь в гг. до Р.Х. Сожжены множество книг, 460 философов были живыми закопаны в землю.
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Религии Индии Веды (ср. рус. «ведать» знать). III тысячелетие до Р.Х. Собственно Веды – самхиты, т.е. сборники гимнов в честь различных богов: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Брахманы – толкования к самхитам. Араньяки (лесные книги) Упанишады (сидеть около).
Богов более трех тысяч. Девá отвечают за явления природы, демоны (асуры) олицетворяют стихийные бедствия. Боги, которые отвечали за все мироздание: Агни заведовал землей, Индра – воздухом, а Сурья – небом. Переселение душ – сансара согласно нравственному закону – дхарме. Закон возмездия - карма. Исполнение закона приводило к вселению в тело брахмана, т.е. человека, принадлежавшего к высшей касте, а если брахман жил достойно, то наступала мокша – освобождение от переселения души. Брахма (Брахмáн). В брахманизме почитаются Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).
Араньяки («Лесные книги») отличались умозрительностью, созерцательностью. Упанишады («сидеть около»). Много поучений и наставлений. Присутствуют начальные философские представления. Помимо бога Брахмáна говорится и о брáхмане – безличном субстанциальном начале всего сущего. «Мундака-упанишада»: «Постине, Брахман – это бессмертное, Брахман – впереди, Брахман – позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз; поистине, Брахман – это все, величайшее».
Атман в «Ригведе» он означает дыхание как жизненную силу. В «Атхарваведе» Атман понимается как личное «я», являющееся отражением Брахмана в человеке. Впоследствии Атман отождествляется с человеческим сознанием, точнее – самосознанием. В Упанишадах Атман понимается как духовная сердцевина, коренящаяся во всех сознающих существах, внутреннее «я». Атман как личное божественное творческое начало и атман – человеческий индивид. Совпадение Атмана и атмана, Атмана и Брахмана: «Поистине, этот Атман – Брахман», сказано в «Брихадараньяке-Упанишаде».
«Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом». «Бхагаватгита» VI часть эпоса «Махабхарата». Подготовка к битве между пандавами и кауравами. К полководцу пандавов Арджуне обращается его возничий Кришна – воплощение бога Вишну. Он поднимает проблему действия: что лучше – действие или бездействие. Действовать нужно бесстрастно, не стремясь к плодам своих действий. В таком случае человек становится полностью свободным, не привязанным ни к чему и не зависящим ни от чего. Идеал - «должное действие, лишенное привязанности, совершенное бесстрастно, без отвращения, без желания плодов» (XVIII, 23).
Астика - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Настика - джайнизм, буддизм и чарвака (локаята).
САНКХЬЯ Основатель – Капила (V в. до Р.Х.). Цель – спасение от страдания. Две реальности – пракрити и пуруша. Пракрити - это природа, всё объективное. Пуруша – человек, духовное начало, Я. Я не подчинено пространству и времени и неподвержено страданию. Я – это не ум и не тело. Нужно очистить Я от всего наносного (йога).
Тело и даже ум не главное в человеке. Главное – Пуруша, наше подлинное «я». Он бессмертен и блажен, поскольку не совершает никаких действию. На него невозможно действовать. Поэтому ему не присущее страдание. Я не подчинено пространству и времени и неподвержено страданию. Я – это не ум и не тело. Нужно очистить Я от всего наносного (йога). Где нет страдания, там не может быть и наслаждения.
ЙОГА Основатель – Патанджали (II в. до Р.Х.). «Йога-сутра». Йога - теистическая санкхья, признает бытие Бога. Цель – прекращение всех функций ума. Пять ступеней функций ума: 1. Рассеянное состояние, 2. Притупленное состояние (как во сне), 3. Умиротворенное состояние. 4. Сосредоточение только на одном объекте. 5. Мышление прекращается; Я освобождено.
Три пути: 1. Джняна-йога (путь познания) 2. Бхакти-йога (приобщение к Богу) 3. Карма-йога (путь активного действия).
Восемь ступеней освобождения Я: 1. Яма (обуздание). 2. Нияма (культура этики). 3. Асана (положение). 4. Пранаяма (контроль над дыханием). 5. Пратьяхара (отделение чувств). 6. Дхарана (внимание). 7. Дхьяна (созерцание). 8. Самадхи (сосредоточенность).
НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА Готама («Ньяя-сутра») (2 в. до Р.Х. – 2 в. по Р.Х.) Вклад в логику. Избавление от страдания. Сознание – случайное свойство Я. Освободиться от тела. Бог существует.
МИМАНСА Основатель – Джаймини (1-3 в. до Р.Х.). Пурва-миманса (ранняя). Цель – защита ведийского ритуализма. Веды достоверны – это самоочевидно. Поэтому душа вечна. Но сознание ей не свойственно. Оно возникает при соединении с телом. Учение о богах противоречиво.
ВЕДАНТА Бадараяна, «Брахма-сутра». Комментарии – Шанкара и Рамануджа. Единство всего. Всё есть Бог. Нет ничего, кроме Бога. Мир – видимость. Поэтому Бог – не творец. Для получения реального знания (что мир есть майя) нужен контроль над чувствами и умом.
БУДДИЗМ Гаутама Сиддхартха (Будда ( гг. до Р.Х.) «Типитака» («Виная-питака», «Сутта- питака» и «Абхидхамма-питака»). Противостоит брахманизму. Не ставит вопросы о богах, мире, душе и теле. Главное – избавление от страданий.
Четыре благородные истины: 1. Жизнь в мире полна страданий. 2. Есть причина этих страданий (желание). 3. Можно прекратить страдания. 4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий.
«Колесо бытия» 1. Страдание обусловлено рождением. 2. Рождение – стремлением к жизни. 3. Стремление к жизни – умственной привязанностью к объектам. 4. Привязанность – желанием вещей. 5. Желание – чувственным восприятием. 6. Чувственное восприятие – соприкосновением с объектами. 7. Соприкосновение – шестью органами познания. 8. Органы познания – эмбриональным развитием. 9. Эмбрион не может развиться без первоначального сознания. 10. Первоначально сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни. 11. Эти впечатления вызваны неведением истины.
Нирвана – бытие без страданий. Достигший нирваны – архат. Для достижения нирваны - «восьмеричный путь».
«Восьмеричный путь» Правильные взгляды, Правильная решимость, Правильная речь, Правильное поведение, Правильный образ жизни, Правильное усилие, Правильная направленность мысли, Правильное сосредоточение.