ПЛАН І. Современная концепция обучения иностранным языкам. ІІ. Коммуникативно-когнитивный компетентностный подход к обучению иностранным языкам: лингвистические основы; психологические основы; методические основы. Особенности коммуникативного обучения.
«Сегодня поставлена задача - научить учащихся ОСНОВАМ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ, обеспечить на этапе завершения школьного образования такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который ПОЗВОЛИТ в будущем успешно продолжать ОСВАИВАТЬ его В СФЕРЕ избранной ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, использовать как СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ ». (Н.П.Баранова, ректор МГЛУ, автор концепции) І. Современная концепция обучения иностранным языкам
Исходные посылки концепции: 1. процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к МЕЖЪЯЗЫКОВОМУ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ ; 2. на уроках иностранного языка должны создаваться СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ, моделирующие ДИАЛОГ КУЛЬТУР ;
Диалог культур взаимодействие родной культуры учащегося с культурой носителя изучаемого языка; обмен культурными предметами, способами осуществления деятельностей, обмен образами сознания, с целью постижения образа сознания носителей другой (чужой) культуры в ходе рефлексии над различиями квазиидентичных образов своей и чужой культур.
3. Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках ИЯ должны создаваться оптимальные возможности для РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации.
ІІ. Коммуникативно-когнитивный компетентностный подход к обучению ИЯ Коммуникативный подход – стратегия, МОДЕЛИРУЮЩАЯ ОБЩЕНИЕ. Когнитивный подход – обучающийся является АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. Компетентностный подход – формирование КОМПЕТЕНЦИЙ.
Компетенции – это не только знания, но и усвоенные стратегии приобретения знаний; не только навыки/умения, но и усвоенные стратегии овладения деятельностью; не только мотивы, но и усвоенные стратегии саморегуляции индивида в деятельности; наглядно наблюдаемые области успеха, обеспеченные опытом решения задач.
Лингвистические основы Единица обучения -- РЕЧЕВЫЕ АКТЫ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ ( ИМЕЮЩИЕ АДРЕСАТА ) И РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРАВИЛАМИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ. (Идеи коммуникативной лингвистики)
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ информативные, побудительные, этикетные, контактоустанавливающие, оценочные. ОТБОР РЕЧЕВЫХ АКТОВ на основе РЕЧЕВОЙ ИНТЕНЦИИ говорящего и слушающего.
Психологические основы Личностно-деятельностный подход к обучению : 1. Личность – субъект, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми; определяет характер деятельности и общения. 2. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся как личности. 3. Общение – равнопартнерское сотрудничество. 4. Обучение в сотрудничестве – эффективная форма обучения речевой деятельности.
Когнитивная психология: 1.стратегии овладения языком комбинация интеллектуальных приемов и усилий, для ПОНИМАНИЯ, ЗАПОМИНАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА для воспроизведения информации в продуктивных видах речевой деятельности и восприятия информации в рецептивных видах речевой деятельности. 2. форма представления знаний АССОЦИОГРАММЫ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, …
Методические основы Принципы обучения ИЯ: речемыслительная направленность, личностная индивидуализация, ситуативность, функциональность, новизна,
Принцип речемыслительной направленности Решение РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ (ПРИМЕРЫ)
реализация принципа в процессе через постоянную речевую практику уч-ся на основе речемышления уч-ся постоянно вовлечен в процесс общения на языке; Речевой характер всех упражнений все операции не самоцель, они подчинены выполнению речевой задачи; Стимулирование речемыслительной активности при помощи коммуникативных задач речевого общения задания должны быть целенаправленными в плане воздействия на собеседника; Мотивированность любого речевого действия.
Стимуляторы речемыслительной активности: речемыслительная задача; речевой материал должного интеллектуального уровня; разнообразие приемов обучения; использование ТСО; нешаблонное построение уроков; живой темп ведения урока; выразительность речи преподавателя.
Принцип индивидуализации ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: индивидными свойствами (темперамент, задатки, …); субъектными свойствами (индивидуальный стиль деятельности); личностными свойствами (жизненный опыт, сфера интересов, мировоззрение, статус личности в коллективе).
реализация принципа в процессе через целенаправленное использование опор различного типа; очередность опроса; целенаправленная помощь уч-ся в наиболее сложные моменты урока; варьирование времени на подготовку ответа; использование заданий разного уровня сложности; …
Принцип ситуативности ситуация – система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы различают ситуации: социально-статусных взаимоотношений, ролевых взаимоотношений, отношений к совместной деятельности, нравственных взаимоотношений. !!! Все типы взаимоотношений имеют синтетический характер
реализация принципа учебный процесс происходит на основе и при помощи СИТУАЦИЙ ; ( ПРИМЕРЫ УСТАНОВОК ) отбор и организация речевого материала осуществляется на ситуативной основе; знакомство с новым материалом происходит в ситуативных условиях; формирование речевых навыков и речевых умений осуществляется в речевых ситуациях.
Принцип функциональности ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ФУНКЦИИ при ознакомлении с языковым явлением, при усвоении языкового явления.
реализация принципа знания сообщаются через правила-инструкции в процессе формирования навыков: «Если хочешь рассказать о своих планах на будущее, используй форму..»; слова, грамматические формы усваиваются сразу в деятельности учащийся решает речевую задачу: «Подтверди /опровергни/ вырази сомнение /…».
Принцип новизны реализация принципа через форму речевого высказывания, содержание высказывания, приемов учения (речевых задач), условий учения (формы организации урока), содержание учения (материала).
ІІІ. Особенности коммуникативного обучения ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ обучение осуществляется через «деятельностные задания»; Деятельностные задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
АУТЕНТИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ применение заданий речевого взаимодействия (interactive activities) - невозможно выполнить без партнера, - выполняются в парах или малых группах.
Виды речевого взаимодействия Сотрудничество учащихся в выработке единой цели; Комбинирование информации, известной разным участникам; Передача информации от одного участника к другому (выполнение инструкций).
применяются задания, предполагающие «информационное неравенство» учеников: Picture gap обнаружить различия с помощью вопросов; Text gap восполнить недостаток информации; Knowledge gap у одного есть информация, которой у другого восполнить…
Условия эффективности коммуникативного обучения ИЯ Последовательное выполнение лингводидакти- ческих и методических требований. Профессиональная подготовленность преподавателя. Степень мотивированности обучающихся. Индивидуальная готовность обучающихся к речевой деятельности. Материальная оснащенность учебного процесса. ________________________________________________ _________________________________________ __________________________________