ПЛАН І. Современная концепция обучения иностранным языкам. ІІ. Коммуникативно-когнитивный компетентностный подход к обучению иностранным языкам: лингвистические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новая парадигма образования. « Образование – это не панацея, не ключ для решения всех проблем в мире, а всего лишь одно из средств, которое, однако, более,
Advertisements

1. Смена основных подходов к обучению ИЯ в истории методической науки. 2. Идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета ИЯ с.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка МБОУ «Елизаветинская СОШ»
Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка Аверьянова Ю.Н.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Транксрипт:

ПЛАН І. Современная концепция обучения иностранным языкам. ІІ. Коммуникативно-когнитивный компетентностный подход к обучению иностранным языкам: лингвистические основы; психологические основы; методические основы. Особенности коммуникативного обучения.

«Сегодня поставлена задача - научить учащихся ОСНОВАМ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ, обеспечить на этапе завершения школьного образования такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который ПОЗВОЛИТ в будущем успешно продолжать ОСВАИВАТЬ его В СФЕРЕ избранной ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, использовать как СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ ». (Н.П.Баранова, ректор МГЛУ, автор концепции) І. Современная концепция обучения иностранным языкам

Исходные посылки концепции: 1. процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к МЕЖЪЯЗЫКОВОМУ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ ; 2. на уроках иностранного языка должны создаваться СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ, моделирующие ДИАЛОГ КУЛЬТУР ;

Диалог культур взаимодействие родной культуры учащегося с культурой носителя изучаемого языка; обмен культурными предметами, способами осуществления деятельностей, обмен образами сознания, с целью постижения образа сознания носителей другой (чужой) культуры в ходе рефлексии над различиями квазиидентичных образов своей и чужой культур.

3. Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках ИЯ должны создаваться оптимальные возможности для РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации.

ІІ. Коммуникативно-когнитивный компетентностный подход к обучению ИЯ Коммуникативный подход – стратегия, МОДЕЛИРУЮЩАЯ ОБЩЕНИЕ. Когнитивный подход – обучающийся является АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. Компетентностный подход – формирование КОМПЕТЕНЦИЙ.

Компетенции – это не только знания, но и усвоенные стратегии приобретения знаний; не только навыки/умения, но и усвоенные стратегии овладения деятельностью; не только мотивы, но и усвоенные стратегии саморегуляции индивида в деятельности; наглядно наблюдаемые области успеха, обеспеченные опытом решения задач.

Лингвистические основы Единица обучения -- РЕЧЕВЫЕ АКТЫ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ ( ИМЕЮЩИЕ АДРЕСАТА ) И РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРАВИЛАМИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ. (Идеи коммуникативной лингвистики)

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ информативные, побудительные, этикетные, контактоустанавливающие, оценочные. ОТБОР РЕЧЕВЫХ АКТОВ на основе РЕЧЕВОЙ ИНТЕНЦИИ говорящего и слушающего.

Психологические основы Личностно-деятельностный подход к обучению : 1. Личность – субъект, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми; определяет характер деятельности и общения. 2. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся как личности. 3. Общение – равнопартнерское сотрудничество. 4. Обучение в сотрудничестве – эффективная форма обучения речевой деятельности.

Когнитивная психология: 1.стратегии овладения языком комбинация интеллектуальных приемов и усилий, для ПОНИМАНИЯ, ЗАПОМИНАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА для воспроизведения информации в продуктивных видах речевой деятельности и восприятия информации в рецептивных видах речевой деятельности. 2. форма представления знаний АССОЦИОГРАММЫ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, …

Методические основы Принципы обучения ИЯ: речемыслительная направленность, личностная индивидуализация, ситуативность, функциональность, новизна,

Принцип речемыслительной направленности Решение РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ (ПРИМЕРЫ)

реализация принципа в процессе через постоянную речевую практику уч-ся на основе речемышления уч-ся постоянно вовлечен в процесс общения на языке; Речевой характер всех упражнений все операции не самоцель, они подчинены выполнению речевой задачи; Стимулирование речемыслительной активности при помощи коммуникативных задач речевого общения задания должны быть целенаправленными в плане воздействия на собеседника; Мотивированность любого речевого действия.

Стимуляторы речемыслительной активности: речемыслительная задача; речевой материал должного интеллектуального уровня; разнообразие приемов обучения; использование ТСО; нешаблонное построение уроков; живой темп ведения урока; выразительность речи преподавателя.

Принцип индивидуализации ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: индивидными свойствами (темперамент, задатки, …); субъектными свойствами (индивидуальный стиль деятельности); личностными свойствами (жизненный опыт, сфера интересов, мировоззрение, статус личности в коллективе).

реализация принципа в процессе через целенаправленное использование опор различного типа; очередность опроса; целенаправленная помощь уч-ся в наиболее сложные моменты урока; варьирование времени на подготовку ответа; использование заданий разного уровня сложности; …

Принцип ситуативности ситуация – система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы различают ситуации: социально-статусных взаимоотношений, ролевых взаимоотношений, отношений к совместной деятельности, нравственных взаимоотношений. !!! Все типы взаимоотношений имеют синтетический характер

реализация принципа учебный процесс происходит на основе и при помощи СИТУАЦИЙ ; ( ПРИМЕРЫ УСТАНОВОК ) отбор и организация речевого материала осуществляется на ситуативной основе; знакомство с новым материалом происходит в ситуативных условиях; формирование речевых навыков и речевых умений осуществляется в речевых ситуациях.

Принцип функциональности ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ФУНКЦИИ при ознакомлении с языковым явлением, при усвоении языкового явления.

реализация принципа знания сообщаются через правила-инструкции в процессе формирования навыков: «Если хочешь рассказать о своих планах на будущее, используй форму..»; слова, грамматические формы усваиваются сразу в деятельности учащийся решает речевую задачу: «Подтверди /опровергни/ вырази сомнение /…».

Принцип новизны реализация принципа через форму речевого высказывания, содержание высказывания, приемов учения (речевых задач), условий учения (формы организации урока), содержание учения (материала).

ІІІ. Особенности коммуникативного обучения ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ обучение осуществляется через «деятельностные задания»; Деятельностные задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

АУТЕНТИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ применение заданий речевого взаимодействия (interactive activities) - невозможно выполнить без партнера, - выполняются в парах или малых группах.

Виды речевого взаимодействия Сотрудничество учащихся в выработке единой цели; Комбинирование информации, известной разным участникам; Передача информации от одного участника к другому (выполнение инструкций).

применяются задания, предполагающие «информационное неравенство» учеников: Picture gap обнаружить различия с помощью вопросов; Text gap восполнить недостаток информации; Knowledge gap у одного есть информация, которой у другого восполнить…

Условия эффективности коммуникативного обучения ИЯ Последовательное выполнение лингводидакти- ческих и методических требований. Профессиональная подготовленность преподавателя. Степень мотивированности обучающихся. Индивидуальная готовность обучающихся к речевой деятельности. Материальная оснащенность учебного процесса. ________________________________________________ _________________________________________ __________________________________