2013 г. Пинчук Т.Н., методист МОУ ДПО «ИОЦ» Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы и перспективы
. Впервые дошкольное образование становится первым уровнем образования
(Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года) к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет должна быть обеспечена доступность дошкольного образования
. реализуемые программы
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание программы должно охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде; к структуре Программы; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка его к школе
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает: - самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; - социокультурное разнообразие детства; - возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; - потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; - возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. В.А. Сухомлинский.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Семья и детский сад
Новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности