Антимонопольное регулирование в России V ежегодная конференция Москва, 25 октября 2013 г. Необходимы ли антимонопольные исключения для РИД? Шаститко А.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОШИБКИ I И II РОДА В ПРАВОПРИМЕНЕНИИ: ИСТОЧНИКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ВЫВОДЫ ДЛЯ ПОЛИТИКИ Шаститко А.Е. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной.
Advertisements

ОШИБКИ I И II РОДА В ПРАВОПРИМЕНЕНИИ А.Е.Шаститко Генеральный директор Фонда «Бюро экономического анализа» д.э.н., профессор экономического факультета.
РСПП, 6 ноября 2013 года Нужна ли антимонопольная регламентация торговой политики частных компаний Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член комитета РСПП.
Москва, 2014 г. Антимонопольное законодательство и защита интеллектуальных прав И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС России.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Международная научно-практическая конференция ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Саратов, 2013 г. Инициативы ФАС России в сфере интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления контроля.
{ Нужна ли России антимонопольная политика? Светлана Авдашева, НИУ ВШЭ Диспут АНЦЭА, 15 ноября 2012.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИБ Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Создание устойчивого Бизнеса в экономике знаний Эффективное лидерство для разработчиков политики и регулирующих чиновников Проф. Катрин Неман-Меткальф.
Пути применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам в свете принятия Модельного закона о конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Электронные формы использования результатов интеллектуальной деятельности в Концепции совершенствования четвертой части Гражданского кодекса Калятин В.О.,
АВЕРИН Ю.П., д.соц.н., проф., зав. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова ГРИНЕВА М.А., патентный.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ, КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕР КАК СРЕДСТВ.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Транксрипт:

Антимонопольное регулирование в России V ежегодная конференция Москва, 25 октября 2013 г. Необходимы ли антимонопольные исключения для РИД? Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член НП «Содействие развитию конкуренции» заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, директор центра исследования конкуренции и экономического регулирования РАНХ и ГС при Президенте РФ 1

«Чистые» варианты варианта ответа Антимонопольные исключения должны быть устранены из ст. 10 и 11 закона «О защите конкуренции» Антимонопольные исключения должны быть полностью сохранены Антимонопольные исключения в нынешнем виде должны быть устранены, но при обязательном соблюдении ряда условий 2

Допущения для обсуждения вариантов ответа Многообразие форм, в которых существуют РИД ( в т.ч. РИД и приравненные к ним, но не отождествляемые, средства индивидуализации Многообразие пучков прав на РИД и отношений по поводу этих прав Зарубежный опыт имеет значение с точностью до ограничений на возможность импорта институтов (институты = правила и механизмы, обеспечивающие их соблюдение) Злоупотребление правами на РИД – не единственный источник ограничения конкуренции в отношениях, которые связаны в т.ч. с использованием РИД 3

За устранение исключений «Довод к авторитету»: опыт США, ЕС, а также … Китая (антимонопольный закон 1998 г.) «По аналогии»: если проблема злоупотребления правами существует в сфере торговли обычными товарами, то почему эта проблема отсутствует применительно к РИД (права на РИД как товар) «После – значит вследствие»: топология интегральных микросхем (детали имеют значение) Экономическая теория: возможность использования РИД для блокирования нововведений («эффекты эффективности», «патенты на полке») 4

Против устранения исключений Импорт институтов – не то же самое, что импорт правил (неформальные нормы и механизмы обеспечивающие соблюдение правил) В США и ЕС существуют особенности режима антимонопольного контроля для класса отношений, которые в противном случае запрещены per se Китай – запрет неоднозначный и не применяется (до разработки соответствующих подзаконных актов – по состоянию на 2012 год) Возможно, источниками ограничения конкуренции являются иные факторы, а не РИД (например, лицензирование вида деятельности или режим регистрации продукта – лекарственные средства) «Дилемма разработчика» (особенно в некумулятивных нововведениях) 5

За статус-кво Минимальные издержки обучения Относительно более высокая правовая определенность Режим работы административной системы «по жалобам» Все вопросы, связанные с отношениями по поводу РИД и прав на них урегулированы в ГК РФ: с уществование возможности ограничения монополистической деятельности с использованием РИД посредством принудительных лицензий 6

Против статус-кво По мере повышения значения РИД в получении результата и распределении выигрышей злоупотребление правами могут стать более разнообразными и опасными Противоречит лучшим практикам (ЕС и США) 7

За институциональное проектирование Поиск наилучшего баланса между ошибками I и II рода в правоустановлении и правоприменении с учетом (1) разнообразия РИД, (2) разнообразия отношений по поводу РИД, (3) доступных (реализуемых) стандартов правоприменения Учет опыта США, ЕС, Китая и других стран с учетом возможностей административной системы и накопленного опыта правоприменения 8

Против институционального проектирования Слишком сложно (информация о состоянии дел+мозги для интерпретации + сопряженность с другими изменениями + баланс)… Неблагоприятный опыт ОРВ в разных сферах (разрыв «предмет-формат») Нет «низко висящих плодов» Короткий горизонт принятия решений (высокая вероятность близоруких решений) 9

Программа действий Накопление знания о состоянии дел (критическая масса) с использованием прав на РИД как инструмента ограничения конкуренции в разрезе (1) различных объектов, (2) пучков правомочий, (3) сферах (отраслях/срезах, как например, с параллельным импортом) 2. Фильтр: вычленение наиболее острых и значимых вопросов обеспечения сбалансированности в защите прав на РИД и конкуренции 3. Проведение ОРВ по существу, а не по форме 10

Программа действий Соотнесение с набором ситуаций, которые стали основанием для разработки документов по применению антимонопольных запретов для случая использования прав на РИД в хозяйственном обороте в ЕС и США 5. Разработка методических рекомендаций (разъяснений) по применению антимонопольных запретов к случаям использования прав на РИД ПАРАЛЛЕЛЬНО с обсуждением поправок в закон «О защите конкуренции» 6. Изменение режима работы административной системы в сфере применения АМЗ (фильтры+стандарты) 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!