(ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ) Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии.
Advertisements

Прокариоты и эукариоты.
«Формирование универсальных учебных умений на уроках биологии в 5 классе в процессе работы с текстом учебника»
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Вирясова Наталья Александровна, учитель биологии БОУ г.Омска СОШ 54.
Тема урока: Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
В. Н. Быханова МОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа.
Питание организмов Методическая разработка цикла уроков на основе ИКТ для 5 класса Н.П. Ларина, учитель биологии Ленинск-Кузнецкий 2015 Муниципальная.
Общая биология Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Приемы логического мышления Приемы логического мышления.
Урок биологии в 6 классе «Воздушное питание растений» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» учитель.
«Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного, чем природа». Марк Цицерон.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Биология – наука о живой природе. План урока 1.Правила работы в кабинете биологии. 2.Структура школьного учебника и правила работы с ним. Оформление рабочих.
Урок биологии по ФГОС в 5 классе на тему: «Царства живой природы» «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного,
Использование элементов проектной технологии и коллективных форм работы на уроках в 6-ом классе в рамках перехода на новые ФГОС Учитель биологии высшей.
Основные свойства живых организмов Обмен веществразмножениераздражимость рост развитие.
ПОНЯТИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ.
Водоросли Проверочная работа Вариант 1 5 класс Ф.И 1. Этот гриб относят к… 1. дрожжи 2.шляпочные 3.плесневые 4. паразиты 2. Грибы сходны с растениями,
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
Транксрипт:

(ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ) Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии

Умения Освоенные человеком способы деятельности, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Универсальность умений заключается в том, что они проявляются на социальном, образовательном и личностном уровнях.

ФГОС и задания, формирующие УУД Некоторые Требования ФГОС: 1) Осмысленно читать текст 2) Задавать вопросы разного вида 3) Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.

Чтение текста Чтение текста (учебник Т.С. Суховой и В.И. Строганова. 5-6 классы) Согласись, трудно утверждать, что гриб и дерево под которым он растет, сходны по строению. Что может быть общего в строении кролика и травы, которую он поедает? Не менее смелым покажется утверждение, что в строении тела человека и его домашних питомцев есть общие признаки. Какая же особенность строения организмов роднит всех нас – таких разных обитателей планеты? Выяснить это позволило открытие и усовершенствование микроскопа. Исследователи сделали удивительное открытие: бактерии, растения, грибы, животные, состоят из клеток. Исключение составляют вирусы. Все остальные обитатели Земли состоят из одной или многих клеток. Прочитайте текст. Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает? - Из чего состоят организмы? - Чем является клетка в многоклеточном организме? - Чем является клетка в одноклеточном организме - Из чего состоят вирусы? - Являются ли вирусы неклеточными формами жизни? - Что общего между грибами и животными?

Чтение текста - продолжение Решению какой проблемы посвящен этот текст? – проблемы строения живого, поиска элементарной единицы строения. Зачем это было нужно выяснять исследователям? Только ли живые тела имеют какую-то единицу строения?

Графики и таблицы Требование ФГОС 1) Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы. 2) Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график

Разные формы предъявления информации Перевести информацию, содержащуюся в тексте в табличную и графическую форму. В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. 1. Покажите на графическом рисунке указанную в тексте зависимость. 2. После эксперимента были получены следующие данные: При t º 5º кол- во бактерий было равно 30, при t º 48 º – 140, при t º 70 º – 280, при t º 80 º 279, при t º 100 º Отразите эти данные в таблице и на графике Температура в градусах Кол-во бактерий в ед. 5 ° C30 48 ° C ° C ° C ° C65

Разные способы предъявления информации Графический рисунок График

Графики На графиках показана динамика изменений численности популяций разных типов: стабильный, взрывной, колеблющийся Для кого был более характерен взрывной тип изменения численности? 1) пингвинов 2) синиц 3) бабочек 4) жуков

Анализ данных Пользуясь таблицей «Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря», ответьте на следующие вопросы. Какое животное из перечисленных имеет наименьшее количество эритроцитов в 1 мм 3 на равнине? У какого животного наблюдается наибольшее возрастание содержания гемоглобина при переходе от обитания на равнине, к обитанию в горах? Свой ответ аргументируйте. Как вы докажете, что гемоглобин образует с кислородом химическое соединение?

ФГОС: Описывать объекты, следуя предложенному плану объект омар План описания 1. Размеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. Обратное задание: составить план описания объекта.

Составить план описания объекта После описания насекомого предлагается прочитать общую характеристику класса и сравнить саранчу с омаром.

Учебно - интеллектуальные умения Требования ФГОС 1) Определять понятия по существенным признакам 2) Выявлять свойства объекта 3) Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.

Понятие Поня́тие это мысль. Отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфических для них признаков. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

Классификация понятий (1) Вырабатываются на основе теоретических обобщений. эмпирических данных. Относятся к общим свойствам широкого Относятся к конкретному объекту - класса объектов – членистоногие, законы нервная клетка, речной рак, ген, эволюции, клеточная теория и т.д. молекула ДНК и т.д. Понятия Абстрактные Конкретные

Классификация понятий (1) Выделяют общие признаки Выделяют существенные признаки и закрепляют их в словах и закрепляют их в терминах Животные – организмы, Животные – эукариотические приносящие пользу человеку. подвижные организмы с гетеротрофным типом питания. Понятия На обывательском уровне Научные

Приемы формирования понятий Червеобразная личинка чешуекрылых называется 1) червяк 1) червяк 2) планула 2) планула 3) гусеница 3) гусеница 4) ручейник 4) ручейник В задании отчасти содержится определение понятия. Его можно расширять, находя отличия между гусеницей и другими личинками. Для этого можно воспользоваться дополнительной литературой.

К концу изучения темы, понятие "лист" становится сложным, включающим ряд элементов знаний. Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение воды листьями, приспособительные признаки листьев у разных растений.

Новые ?? формы заданий

1. Развивающий характер задания, определяющий развитие интеллектуальных умений – анализ, синтез, абстрагирование. 2. Ориентированность на формирование отдельных (1-2 операции) и многокомпонентных предметных и общеучебных умений, состоящих из нескольких операций. 3. Соответствие последовательности системы заданий последовательности построения учебного материала. Дидактические принципы конструирования и отбора заданий

4. Соответствие содержания заданий содержанию учебного материала. 5. Ориентация заданий на самостоятельный поиск знаний учащимися или способов привлечения известных знаний и способов деятельности.

Дидактические принципы конструирования и отбора заданий 6. Посильность и трудность: задание может быть выполнено при наличии определенных знаний и умений. 7. Критериальность оценки: что проверяется, как проверяется, зачем проверяется?

Спасибо за внимание!