Технология продуктивного чтения. Как работать с текстом. Технология продуктивного чтения. Как работать с текстом. Учитель Голдыревской школы Овчинникова Наталия Викторовна
Традиционный Продуктивное урок чтение Учитель читает новый текст вслух, Дети слушают Чтение и ведение диалога с автором: Дети задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту.
Первичное чтение текста Деятельность учителяДеятельность детей Выбор вида первичного чтения с учетом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока. Выбор способа выявления первичного восприятия Самостоятельное чтение или чтение-слежение, или чтение- слушание. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, ее адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия : «Почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?»
Перечитывание текста Деятельность учителяДеятельность детей Целевое обоснование этого этапа. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности. Умение включаться в диалог с автором и учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.
Прямые и скрытые авторские вопросы Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе Луну. Только выглядит она по-разному.(КАК?) Скрытый вопрос То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появились два названия: «луна» и «месяц». Но все это одна и та же Луна. Почему тогда мы видим ее такой разной? Прямой вопрос Если смотреть на Луну с Земли, то кажется, что она меняет форму. Эти различные формы называются фазами Луны и возникают они из-за того, что мы видим только освещенную Солнцем часть Луны при ее движении вокруг Земли. Луна двигается вокруг Земли и является ее естественным спутником. Что такое спутник? Прямой вопрос Спутник это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком. Так как Луна - естественный спутник Земли, то ученые постоянно за ней наблюдают. Как же там, на Луне? Там всегда тихо. (Скрытый вопрос КАК ВЫ МОЖЕТЕ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ?) На Луне нет воздуха, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня. День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры +130 градусов. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает температуры -170 градусов. Так же резко там отличается температура на солнце и в тени – ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады температур.
Комментированное чтение Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды. Одни светятся ярче, другие слабее. Одни голубые, другие желтые, а третьи красные. Невооруженным глазом ночью в небе можно увидеть около 6000 звезд. Если взять бинокль или телескоп, то можно увидеть еще больше. Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью. Звёзды - это раскаленные небесные тела. Все, что раскалено - светится. Почему же мы их не видим? Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звезды, и Солнце, потому что в космосе нет воздуха. После того как Солнце скрывается за горизонтом и солнечный свет, а с ним и свет, рассеянный воздухом, «выключается», атмосфера становится «прозрачной» и на небе видны звезды. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.
Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка – обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливается к условиям обитания. Сегодня на земном шаре насчитывается около 40 мл. кошек. ? Какими качествами обладает кошка? Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. ?Почему главные «профессии» кошки – это охотник и охранник? По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино. Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка ? Подчеркните ключевые слова в этой части для ответа на вопрос «Какую пользу приносят кошки человеку?»
Беседа по содержанию в целом Деятельность учителяДеятельность детей Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными Умение отвечать развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умения определять тему текста. Отработка выразительного чтения текста. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
УУД Во время чтения Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.