Развитие фонематического восприятия у учащихся первых классов в условиях логопункта общеобразовательной школы
Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.
Объект исследования: учащиеся первых классов. Предмет исследования: состояние фонематического восприятия у младших школьников до и после коррекционной работы.
Цель данной работы: на основании литературных источников и констатирующего эксперимента обосновать и апробировать методику развития фонематического восприятия у учащихся первых классов с недоразвитием речи
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Изучение и анализ литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей. 2.Проведение обследования первоклассников с целью выявления групп детей, имеющих фонематическое недоразвитие. 3.Подбор методов и приёмов развития фонематического восприятия у детей. 4. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза: система специально подобранных упражнений будет способствовать развитию фонематического восприятия у младших школьников.
методы исследования: 1. Теоретические (изучение и анализ психолого- педагогической и научно-методической литературы, составление библиографии, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме). 2. Эмпирические (экспериментальные и диагностические - проведение эксперимента в целях доказательства гипотезы, проверка и анализ работ учащихся, сравнительный анализ результатов). 3. Методы обработки данных (математическая обработка экспериментальных данных, построение таблиц и диаграмм).
Теоретическая значимость работы позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического восприятия младших школьников и выявить особенности работы над ними. Практическая значимость заключается в составлении комплекса упражнений для развития фонематического восприятия.
Этапы работы: 1. Подготовительный – изучение литературы, разработка методики (2009 – 2010 учебный год). 2. Экспериментальный – апробация методики на группе учащихся 1-ых классов, анализ результатов, корректировка (2010 – 2011 учебный год). 3. Этап обобщения и внедрения методики в коррекционную работу с учащимися начальных классов (2011 – 2012 учебный год).
Основные результаты