Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. (8 класс)
Цели: - знакомство с некоторыми фактами биографии Н.М.Карамзина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; составление сравнительной характеристики классицизма и сентиментализма, выявление значимости значения творчества Н.М.Карамзина; - выявление особенностей сентименталистской концепции личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной; характерных черт сентиментализма в повести; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова чувствительный.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, изучению истории. В.Г.Белинский
Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Начав литературную деятельность в 1783 г. переводами с немецкого, в гг. Карамзин принял участие в периодическом издании "Размышления о делах Божиих...", где публиковались переводные, в основном немецкие, произведения.
КлассицизмСентиментализм Причина возникновения Поиски идеала. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу Стремление поставить в центр внимания жизнь и судьбу человека, мир его чувств в противовес буржуазным ценностям. Важнейшие категории Принцип рационализма. Культ разума. Категория естественного, культ естественных чувств, обращение к эмоциональному началу Центральные проблемы произведений писателей- сентименталистов Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления Проблемы добра и зла Просветительская направленность произведений Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности Противопоставление деревни городу, низших сословий – высшим, «естественного состояния» - цивилизации
КлассицизмСентиментализм Источник силы, справедливости, духовного здоровья Обращение к общественной проблематике. Служение обществу. Природа Идеальные герои и отношения Человек-гражданин, государственный деятель. Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных. Щедрые и сострадательные, чувствительные люди, гуманные отношения Враждебные силыПомещичий произвол, гонения бездушных «законников», утративших природную чувствительность, равнодушных, легкомысленных, жестоких ЖанрыСтрогая иерархия жанров Разрушение строгой жанровой системы Особенности поэтики Соблюдение единства времени, места и действия, объективность повествования Наличие авторских характеристик героев, лирических рассуждений, малый объём, компактный и динамичный сюжет
Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Пространство описания Природа Имена собственные, географические названия Небо, солнце, лучи, гора, даль, край горизонта, правая и левая стороны Луга, поля, роща, лесочки, деревья, зелень, пески, река, горы Симонов монастырь, Данилов монастырь, село Коломенское, Воробьёвы горы, Москва, Российская империя
Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Люди Предметы Эпитеты, характеризующие чувства человека, любующегося видом окрестностей Рыбаки, пастухи с их песнями Струги, рыбачьи лодки, вёсла, руль Мрачный, древний, ужасный; величественный, великолепный, бесчисленный, обширный, высокий; златой, златоглавый, жёлтый, светлый; вечерний, летний
Подумай и ответь… Почему Н.М.Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря в качестве места действия? «Вид Симонова монастыря». Художник И.А.Лавров
Подумай и ответь… - Каковы особенности панорамы, открывшейся взору читателя? - Какую роль играет образ осенних ветров, веющих в стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и надгробных камней? Карамзинское описание, предваряющее действие повести, - сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных сёл и монастырей в косых лучах заходящего солнца, а затем плавный переход от панорамы города и природы к панораме истории. Образ ветра играет роль связующего звена между космическими и культурно-историческими стихиями
«Бедная Лиза». Художник О.А.Кипренский
Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы Первая встреча с Эрастом Под окнами Лизиного дома Утро приезда Эраста на первое свидание «Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами». «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей… побежала в погреб – принесла чистую кринку, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила воды» «Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры»
Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы После объяснения в любви Свидания с Эрастом «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло!» «Там часто тихая луна, сквозь зелёные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга…» Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести
Заполните вторую часть таблицы Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста Первая встреча Эраст покупает Лизину работу Перед уходом в армию Герой в армии «А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это слишком дёшево. Вот тебе рубль». «Он покупал у неё Лизину работу и хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены, но старушка никогда не брала лишнего» «Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне» «Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение»
Заполните вторую часть таблицы Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста Эраст намерен жениться Последняя встреча «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей» «Вот сто рублей – возьми их, - он положил ей деньги в карман, - позволь мне поцеловать тебя в последний раз, иди домой». Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами.
Подумай и ответь… - Возможно ли примирение героев? Как выглядит хижина, в которой когда-то жила Лиза? О чём свидетельствуют эти детали? - Каким предстаёт повествователь? Найдите в тексте обращения рассказчика к героям, комментарии событий, звучащие из его уст. - Какие черты идеала человеческой личности писателей- сентименталистов нашли отражение в трёх центральных образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и Эраста?
Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры такого соответствия. О чём они свидетельствуют? Заполните вторую часть таблицы цитатами Образ природы в повести Природа во вступлении Момент объяснения Лизы и Эраста Трагический перелом в судьбе героини «Великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце густой зелени древних вязов. Страшно воют ветры…» «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» «Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»
Домашнее задание 1. Написать реферат на одну из предложенных в учебнике тем. 2. Прочитать статью «Поэты пушкинского круга». Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о декабризме.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г