МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ТРАДИЦИОННОГО И СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА Итоговая работа слушателя курсов «Семья – институт воспитания и социализации личности учащихся» Подготовила Тер-Газарян Наталья Арамовна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ12 с УИИЯ» г.о. Электросталь.
Классный час –есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. В.П.Сазонов. Воспитательный процесс в школе – очень сложный процесс, в котором принимают участие все педагоги школы, но классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса Роль классного руководителя
1.Работа классного руководителя обретает содержание, когда предъявляются детям ценности общечеловеческой жизни и современной мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра. 2.Главная ценность – сам ЧЕЛОВЕК. Цель работы классного руководителя
Классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами в школе: с педагогами, школьным психологом, социальным педагогом, медиком и другими. Он выполняет основные функции, которых шесть: организация интеграция защита координациякомпенсация гуманизация и развитие Коммуникационный поток
Выполняет следующие воспитательные функции: просветительную ориентирующую направляющую Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся. Классный час – основная форма воспитательного процесса
Для подготовки и проведения классного часа составлен определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.. Определение целей и задач. Выбор формы воспитательной работы, определениежанра и название мероприятия. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия. Создание психологического настроя. Предварительная подготовка. Проведение самого мероприятия. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата. Этапы подготовки классного часа
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты: Тема. Цель ( предварительный сбор материала). Информация (по материалам предварительной подготовки). «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу). «Я – позиция» и общественно значимая норма. Дискуссия. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?). Свободный выбор. Мотивация. Реальный результат. Технология и методика ситуационного классного часа
1. Морально-этическим проблемам. 2. Проблемам науки и познания. 3. Эстетическим проблемам. 4. Вопросам государства и права. 5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни. 6. Психологическим проблемам. 7. Проблемам экологии. 8. Общешкольным проблемам. Тематика ситуационного классного часа
1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения». Рассказ учащихся о своих занятиях вне школы: Спортивные секции, кружки, школы дополнительного образования, собирание коллекций (марки, камни, открытки). Показ учащимися фотографий, записей фильмов из домашних архивов о выступлениях детей в соревнованиях (синхронное плавание, спортивная гимнастика, хоккей), Грамот и дипломов, полученных учениками – победителями в соревнованиях, концертах. Это серия классных часов проводилась в 1 четверти в 6 «А» классе Сош 12 г. о. Электросталь. Мероприятие прошло интересно, дети с желанием рассказывали о своих интересах, делились друг с другом своими успехами. Показ презентаций, слайдов на тему: «Я-дома, я-в школе, я-среди друзей». 2. Соревнование по группам (заранее подготовленные вопросы, перекрёстные вопросы групп), подведение итогов. 3. Этическая беседа « Этикет от А до Я». Умеем ли мы здороваться: формы приветствия. 4. Классный час «Моя семья – мой талисман». Родительское собрание вместе с учениками в 4 четверти (апрель) с фрагментами классного часа: сценки, конкурсы, итоги предварительного тестирования родителей, зачитывание отрывков из сочинений. Приложение открытого родительского собрания – праздника. Примерная тематика нравственных классных часов. 6-й класс
1. Час сообщения «Я-дома, я-в школе, я-среди друзей». 2. Беседа «Иметь свое мнение - это важно?» 3. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство». 4.. Праздничное представление «Архив 7-го А». 7-й класс
Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что молодой человек должен выбрать те возможности, которые согласуются с его внутренним миром: Быть откровенным, может выходить за пределы своей личности; Понимать другого человека с его точки зрения: Проявлять способности разделять тяготы и радости другого, понимать другого человека ; Быть великодушным к другому человеку; Быть верным другом на протяжении всей своей жизни; NB!
Разработка классного часа и родительского собрания - праздника на тему «Моя семья – мой талисман». Приложение