Чтение – вот лучшее учение ! Подготовил Паличкин Валерий, МБОУ «Явлейская ООШ», 2 класс Руководитель: Кошелева Надежда Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Явлейская ООШ» 2013
Аннотация Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость. Мы озаглавили наше исследование известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!». Актуальность его в том, что во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость. И мы постараемся в этом убедиться.
Цель: доказать влияние чтения на успеваемость учащихся
Задачи: Выяснить отношение учащихся нашей школы к чтению. Изучить результаты техники чтения и четвертные отметки учащихся. Познакомить с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения.
План действий: Проведение эксперимента. Анкетирование. Изучение учебных журналов. Получение информации у специалистов. Использование компьютера для получения дополнительной информации. Подбор высказываний великих людей в пользу чтения, а также пословиц и поговорок. Подбор игр и упражнений для повышения качества чтения. Изготовление памяток для читателя
Ожидаемый результат: учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие, и вместе с тем повысится их успеваемость.
Я учусь во втором классе. В начале года у меня были проблемы с чтением. Я читал очень медленно, из-за чего страдала моя успеваемость. Много интересных заданий, упражнений не успевал выполнять на уроках русского языка, математики, чтения. Однажды на уроке математики учительница поставила мне «5». Я очень обрадовался и сказал, что хочу учиться на одни «пятёрки». Надежда Петровна улыбнулась и сказала: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Меня заинтересовал вопрос: «Неужели чтение влияет на успеваемость?» И мы решили провести эксперимент. Для начала мы проверили мою технику чтения, результат был неутешителен. Я завёл тетрадь для скороговорок. Там мы с Надеждой Петровной печатными буквами по очереди записывали скороговорки и которые я должен был выучить наизусть к началу каждого урока и проговаривать их по три раза без ошибок. В конце урока проверяли технику чтения и результат записывали на полях в тетради для скороговорок. Результат не заставил себя ждать. В конце полугодия я с 20 слов в минуту стал читать 47 слов. И вместо 1-2 заданий на уроках математики и русского языка успеваю выполнить 1-2 страницы, а на уроке чтения выполняю все задания, которые даны в рабочей тетради. И у меня всего одна «4» по русскому языку, остальные все «пятёрки».
И мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью учащихся нашей школы?
Посещаемость библиотеки учащимися нашей школы в этом году
Анкетирование: отношение учащихся к чтению
Успеваемость учащихся
Техника чтения учащихся
Психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим познакомить вас с высказываниями великих людей. Дени Дидро Люди перестают мыслить, когда перестают читать
В. А. Сухомлинский Школа – это, прежде всего, книга
К.Г. Паустовский Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
Из Шведской академии детской книги Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас. Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами. Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты. Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.
Пословицы и поговорки Кто много читает, тот много знает Не стыдно не знать, стыдно не учиться Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги
Игры и упражнения для развития техники чтения «Играю читая» или «Читаю играя» (На распечатанной странице дается текст, который ты должен прочитать один раз. Затем взрослый предлагает тебе разрезанные полоски, на которых напечатаны предложения из прочитанного текста. И ты по памяти должен правильно составить текст из этих полосок). «Анаграммы» (Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя. Например, гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка, юруис – рисую. «Фотограф» (На писчей бумаге напечатаны слова. Тебе показывают их, и за 1-2 секунды ты должен «сфотографировать», т.е.успеть прочитать и назвать как можно больше слов (или записать их в тетради)
Памятка 1. Правила чтения для учащихся. >Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее минут в день. > Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. >Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен. > Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста. >Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы. > Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. > Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам. > Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. > Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. >Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Они тебе пригодятся..
Памятка 2. Как готовить домашнее задание по чтению. 1. Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать. 2. Посмотри, кто автор произведения. 3. Внимательно прочитай весь текст. 4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. 5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых. 6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. 7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. 8. Составь план пересказа текста. 9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица). 10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. 11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. 12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Вывод: книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников.
Спасибо за внимание!
Список литературы: 1.Оморокова М.И. Совершенствование навыка чтения младших школьников. - М.:АРКТИ, пословиц и поговорок в картинках / авт.-сост. С.Н. Зигуненко. - М.: Аст Астрель, Интернет-ресурсы: