Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушение речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Цели : 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3. Постановка и автоматизация звуков. 4. Обогащение активного словаря и развитие связной речи. 5. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи. 6. Коррекция речи.
Дифференциация Ч-Щ
Цели: Образовательная : Учить различать звуки и буквы Ч- Щ изолированно в словах, предложениях. Развивающая : Развивать фонематическое восприятие, мышление, соотнесение звуков с буквами. Воспитательная: Воспитание положительной мотивации к уроку.
Оборудование: Сюжетная картинка «Чудолесье», предметные картинки, карточки с написанными на них словами, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы.
Ход занятия Организационный момент Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Все за парты тихо сели На меня все посмотрели. Знакомство с новым материалом Ребята, посмотрите нам передали конверт. Ребятам 3 класса. Срочно. Письмо. «Дорогие ребята, мы попали в плен к Чудищу. Карта поможет найти нас.» Чебурашка и щенок.
-А вот ребята и карта. Чтобы правильно пройти путь мы должны выполнить задание. А чтобы правильно выполнить задание надо повторить. -Кого будем спасать? -Чебурашку, Чудище или щенка? -Какие общие звуки есть у них?(ч-щ) -Сегодня мы с вами на уроке будем работать с этими звуками.
Характеристика звуков Дайте характеристику этих звуков. Звук Ч – гласный или согласный? -Мягкий или твердый? -Звонкий или глухой? -А звук щ- гласный или согласный? -Мягкий или твердый? -Звонкий или глухой? -Чем похожи? ( Они согласные, мягкие) -А в чем разница?(ч- звонкий, а щ- глухой)
Чтение слогов по таблице Ча-ща-ча ящ-яч уч-ущ Що-чо-що яч-ящ ич-ищ Чу-щу-чу оч-ощ еч-ещ Коррекционное упражнение «Сигнальная карточка». Услышите звук ч или звук щ, то покажите карточку. Вечер, вчера. Четыре. Прищурился, обещать, трещотка, черепаха, щеглы.
Работа по теме Мы отправляемся в путь. Домики опустели, а кто живет в этом домике. На конвертах написаны буквы. Угадайте, кто живет здесь? А в этом домике? Картинки у вас на столе, надо заселить домики. В должны взять одну карточку. Назвать звук, который вы услышали в названии предмета и сказать, где вы его слышите и положить в конверт карточку. Щенок – звук Щ ( в начале слова) Овощи – звук Щ9 в середине слова) Клещи – звук Щ ( середине ) Щепки – звук Щ ( в начале) Щука – звук Щ ( в начале) Очки – звук Ч ( в середине) Ящерица – звук Щ ( в середине) Цепочка – звук Ч ( в середине) Ключ – звук Ч ( в конце слова) Перчатки – звук Ч ( в середине слова) Кирпичи – звук Ч ( в середине слова) Часы – звук Ч( в начале ) Ручка – звук Ч ( в середине слова)
Дорога ведет к речке. -Кто живет в речке? Как называется это рыба? Какой звук вы слышите в названии этой рыбы? -А сейчас мы с вами про нее выучим чистоговорку: Щука в речке жила, Щеткой воду мела. Щи варила из червей Приглашала пескарей. Приготовьте губы. Рассказывание чистоговорки. Куда ведет дорога? ( в город мастеров) -Надо назвать профессии мастеров. Которые здесь живут. -Как называется профессия человека, который на экскаваторе) ( экскаваторщик) -Как называется профессия человека который работает на подъемном кране? ( крановщик) -Как называется профессия человека, который чистит обувь?(чистильщик) -Кто разносит почту? ( почтальон) -Кто ткет ткань?( ткачиха) -А мужчина? ( ткач) -На скрипке играет? ( скрипач) - Кто дрессирует зверей? ( дрессировщик) - Кто ухаживает за птицами? ( птичница) - Кто вставляет стекла? ( стекольщик) -Кто чинит кран? ( водопроводчик)
Коррекционное упражнение «Закончи предложение». Я буду говорить предложения, а вы его должны закончить, выбрав нужное слово. -Чтобы вставить стекло, нам нужен ….стекольщик -Чтобы сыграть на скрипке, нам нужен…скрипач. -Если сломался водопровод, то нам нужен … водопроводчик. -Если сломались часы, нам нужен …часовщик.
Физминутка Буратино. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Работа по теме Дорога дальше привела нас в Чудолесье. Там живут Иван –богатырь и Мальчик с пальчик. Мы с вами разобьемся на команды. Команда «Богатыри»и команда «Мальчики с пальчики». Надо изменить слово, которое я скажу, так чтобы оно охарактеризовало вашу команду. -У людей есть нос. -У богатырей не нос, а носище. -У вас … носик. -У людей голос. -У богатырей …. голосище. -А у вас …. голосочек. -У людей рука. -У богатырей … ручище. -У вас …рученька. -У людей кулак. -У богатырей … кулачище. -У вас….кулачок. -Люди подпоясывают пояс. -А богатыри … поясище. -А вы … поясочек.
Команды получают хорошие оценки. Идем дальше. Пришли к избушке. Там живет Чудище. Оно любит загадывать кроссворды. Вот и сейчас чудище дает нам задание отгадать кроссворд. Если мы его отгадаем, то но отпустит наших друзей щенка и Чебурашку. Отгадывание кроссвордов. 1 Небольшой. Чаще лиственный лес. 2 То, что едим. 3 Посуда. 4 Водоплавающая птица.
Итог. Чудище осталось довольно т отпустило Чебурашку и щенка. Давайте придумаем предложения про них. Вам понравилось? Какие звуки чаще всего встречались нам сегодня? Сегодня за работу получают оценки.
Дорогие ребята, мы попали в плен к Чудовищу. Карта поможет вам найти нас. Чебурашка и щенок.
Ча – ща уч- ущ Що – чо ич – ищ Чу – щу еч - ещ
Ч - Щ Вечер, вчера, прищурился, четыре, обещал, черепаха, щеглы.
Щука в речке жила, Щёткой воду мела. Щи варила из червей Приглашала пескарей.
Небольшой, чаще лиственный лес. То, что мы едим. Посуда. Водоплавающая птица.