Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в школе V вида
Для детей с нарушениями речи, процесс письма оказывается весьма сложным, так как у них отмечается нарушение моторной сферы, а в частности, несформированность мелкой моторики пальцев. С каждым годом увеличивается число так называемых дисграфиков детей с нарушением письма. Дети сбиваются со строчки, пишут неряшливо, буквы у них получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго не вырабатывается.
Каллиграфия - эстетично красивое письмо с различными украшающими элементами.
В современной методической теории каллиграфия понимается как умение писать четким, удобочитаемым, устойчивым почерком, который по мере выработки скорости приобретает индивидуальные черты.
Каллиграфическое качество письма (соразмерность элементов по высоте, ширине, наклону, идентичность в написании букв) формируется позже, когда освоены все написания букв.
В этой связи следует различать термины графический и каллиграфический. Графический навык автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков в буквы, а также начертание их на бумаге. Но каллиграфи- ческий почерк, письмо.
Пропуски Изменение формы, размера, пространственного положенния и количества элементов в буквенном Перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике Графические ошибки - это
Этапы обучения каллиграфии: Подготовительный этап: формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия; развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов; учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза; учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев; познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом и пр.).
Основное содержание подготовительного периода составляют следующие упражнения: прописывание фигур в воздухе; усвоение различных способов работы рукой - от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами; штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; написание элементов букв; поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т. п.; рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и др.; словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.
На основном этапе обучения младших школьников каллиграфии учитель может использовать любую методику овладения приемами письма из тех, что разработаны в современной педагогике, и соответствующие ей прописи. Однако в эту работу необходимо органически вплести блок коррекционных упражнений, которые будут продолжать развитие дефицитных функций ведущих анализаторов.
Спасибо за внимание!